Сайт работает в beta-версии
Зеленая инфраструктура
08.09.2017
Мария Якубович
08.09.2017
Зеленая инфраструктура

Почему деревья и трава – это не только красиво, но и принципиально важно для существования города

О зеленой составляющей города говорится уже в шумерском «Эпосе о Гильгамеше» – треть территории в городе Урука отводилась зелени. О ее необходимости писали Платон (в книгах «Политика» и «Законы»), Аристотель («Политика»), а позже – Томас Мор («Утопия») и Томмазо Кампанелла («Город Солнца»). В начале XIX века философы-социалисты Шарль Фурье и Роберт Оуэн предлагали размещать общественные здания коллективных поселений в парках. О желательности городских насаждений упоминается в романе «Что делать?».

ЗЕЛЕНЫЕ КОРИДОРЫ И ЛЕНТОЧНЫЕ ГОРОДА

В концепции «Города-сада» Эбенезера Говарда (конец XIX века) – разделяющие застройку концентрические круги зеленых зон. В 1904 году главный архитектор Парижа Эжен Энар предложил систему городских насаждений из зеленых колец и пятен. В проекте планировки Берлина 1910 года зеленые клинья проникают до центра города и объединяются внешним зеленым поясом. В своем «Лучезарном городе» (20-е годы XX века) Ле Корбюзье огромное внимание уделяет паркам. «Зеленые коридоры» между парковыми зонами придумал британский архитектор Патрик Аберкромби для плана реконструкции разрушенного войной Лондона (1944, «План Аберкромби»).

Много революционных схем разработано и в СССР. Например, состоящие из промышленной, зеленой и жилой полос «ленточные» города впервые описаны в 1928 году. А главный архитектор Ленинграда Николай Баранов предлагал объединять массивы насаждений озелененными магистралями.

В 1999 году инициативная рабочая группа Green Infrastructure Work Group (США) сформулировала определение: «зеленая» инфраструктура – это естественная связанная система территорий с зелеными насаждениями, решающая городские проблемы путем взаимодействия с природой и создающая основу для социального, экономического и экологического здоровья человека».

ПАУКИ И ЖУЖЕЛИЦЫ

К московскому «природно-ландшафтному комплексу» относятся природные территории (около 35 тысяч гектаров) – 110 лесных и лесопарковых массивов, незастроенные долины примерно пятидесяти рек и ручьев, озелененные участки – сады, парки, бульвары, скверы, территории жилых зон и крупных объектов, технические и санитарно-защитные зоны, кладбища. Примерно 70% из этих объектов относятся к особо охраняемым природным территориям.

Особо охраняемые природные территории и объекты природного комплекса (Инфографика Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы)

Все объекты природно-ландшафтного комплекса расчленены постройками и магистралями и оторваны от загородных живых пространств. По сформулированному в 1966 году советским физиком Генрихом Хильми «Закону обеднения разнородного живого вещества в островных его сгущениях» искусственное сохранение экосистемы малого размера ведет к ее деградации и деструкции; она обречена и через некоторое время растворится в окружающей среде.

Интересно, что в некоторых исследованиях городской фауны изучались пауки и жужелицы, и они плохо реагировали на малый объем и изоляцию среды обитания.

Для свободной миграции мелких животных, насекомых и птиц, обмена пыльцой и семенами у растений нужно соединить изолированные зеленые зоны и создать целостную систему «зеленой инфраструктуры». В условиях сложившейся застройки это очень трудно. Но любые незанятые участки – реки в коллекторах, нарушенные хозяйственной деятельностью или некапитально застроенные территории, истощенные поля – потенциальные территории для озеленения. Отличный пример – преобразование промышленных зон в многофункциональные парки.

«Зеленая инфраструктура» имеет дело с растениями и водой, поэтому ее иногда называют «зелено-синей».

ЗЕЛЕНАЯ ЧАСТЬ «ЗЕЛЕНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

Нарядные скверы и бульвары приносят психологическую и эстетическую пользу.

Но главный полезный компонент городской «зеленой инфраструктуры» – крупные массивы городских лесов и парков. За счет пассивного нагрева и охлаждения они помогают адаптации горожан к изменениям климата; перехватывают осадки; стабилизируют и обогащают почву; обеспечивают среду обитания для живности; перерабатывая углекислый газ в кислород, улучшают качество воздуха и очищают его; уменьшают с помощью испарения температуру «теплового острова» мегаполиса.

Зеленые крыши и стены покрыты растениями, посаженными в грунт поверх гидроизоляционного слоя. Они тоже экономят энергию на охлаждение домов летом и обогрев их зимой, поглощают и фильтруют осадки, смягчают «эффект теплового острова». На них охотно селятся птицы.

Зеленая крыша «Чикаго Сити-холл»

И, конечно же, любые участки с растущими деревьями, цветами, травой повышают психическое и физическое благополучие живущего в постоянном стрессе жителя мегаполиса.

СИНЯЯ ЧАСТЬ «ЗЕЛЕНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

Стекающая с крыш, тротуаров и дорог вода насыщена грязью, бактериями, тяжелыми металлами. Через инженерные системы сбора она сбрасывается в стоки, загрязняя их и нагружая систему очистки и обеззараживания воды. Если ливневка не справляется – что в последнее время мы наблюдаем все чаще в разных городах мира, включая Москву – то возникают наводнения.

Транспортные и инженерные системы жизнеобеспечения города (дороги, площади, ливневки, коллекторы) называют «серой инфраструктурой».

«Зеленая инфраструктура» перехватывает часть функций «серой», используя природные возможности, подкрепленные инженерными решениями.

Создаются засаженные болотными растениями участки биофильтрации. Дождевая вода впитывается, хранится и очищается так же, как в природе. Растения отфильтровывают загрязнения, микроорганизмы их перерабатывают и уменьшают запах сточных вод. Это гораздо дешевле в постройке и эксплуатации, чем системы фильтрации «серой инфраструктуры».

Такая вода может быть пущена на ирригацию, а может в отфильтрованном виде пополнить запасы чистых подземных вод. Сброс грязной воды в ливневую систему уменьшается, возможность наводнения снижается.

Зеленые крыши и стены, водопроницаемое дорожное покрытие тоже сокращают количество воды, идущей в стоки. Кстати говоря, мало кто задумывался об этой особенности тротуарной плитки: она, в отличие от асфальта, пропускает воду. А, значит, по определению является более экологичным покрытием, чем асфальт.

Хороший пример – Филадельфия: объекты «зеленой инфраструктуры» помогают техническим системам ливневок

При столкновении с изменившимся климатом Департамент водоснабжения Филадельфии вместо того, чтобы строить больше водозаборов, труб и отстойников для очистки ливневых сточных вод, решил с помощью объектов «зеленой инфраструктуры» улавливать дождевую воду там, где она выпадает. Населению бесплатно раздают дождевые баки, высаживают «дождевые сады» в уязвимых местах и на крышах, устраивают естественные резервуары. На трети всех дорог планируется замена покрытия на водопроницаемое. Вода просачивается сквозь него и поступает в подземный каменный резервуар, откуда постепенно впитывается в почву. Экономический эффект от внедрения, рассчитанный на период в 25 лет, оказался огромным: около $1,2 млрд для зеленой схемы против $6 млрд для серой.

Таким образом «зеленая инфраструктура» удовлетворяет экологические и экономические потребности большого города – и социальные потребности его жителя.

ПРИНЦИПЫ НЕИЗМЕННЫ

Хотя в идеале «зеленая инфраструктура» – важный начальный этап планирования любой новой городской структуры, ее принципы остаются неизменными и для реконструкции, в частности и для Москвы – даже при сложившейся структуре зеленых зон.

  • Для Москвы должен быть сформирован свой набор растительности с большим разнообразием полезных деревьев и растений (вместо лучше выживающих в городской агрессивной среде, но не всегда полезных и долговечных) и свой принцип ее размещения.
  • Необходимо предусмотреть соединение и реконструкцию разобщенных прежде старых зеленых территорий, исключить их застройку и изолировать самые опасные очаги техногенного воздействия.
  • Все элементы «зеленой инфраструктуры» должны быть связаны между собой и с окружающей природой, чтобы стать единым организмом.
  • Важно выработать и применять общие юридические, инженерные и биологические нормативы.
  • При проектировании нужно совмещать профессиональные знания в экологии, архитектуре, ландшафтной архитектуре, инженерии, водном хозяйстве, охране природы, городском и негородском планировании, информационных системах.

Сложная задача? Да. Но назревшая и вполне решаемая.