Сайт работает в beta-версии
Умный город Москва
02.10.2017
Мария Якубович
02.10.2017
Умный город Москва

Столица России по технологическому развитию – на одном из первых мест в мире

Читайте также
Что такое smart city

Мы относимся к Москве необъективно – потому что любим. Но есть люди и организации, главная задача которых – оценивать города именно объективно, непредвзято и критично. Мы изучили различные исследования и прямо сейчас вам докажем, что технологически Москва – по многим параметрам впереди планеты, а по остальным – город с невероятным будущим.

Первое место в мире
  • Позиции «Интеллектуальный капитал и инновации»; «Технологическая готовность», «Транспорт и инфраструктура», «Устойчивое развитие и окружающая среда» и «Демография и приспособленность для жизни» (исследование PwC «7 развивающихся городов. От Москвы до Сан-Пауло» – Emerging 7 Cities Report – 2016).
  • Готовность виртуальных сервисов для решения городских проблем и краудсорсинга идей (исследование PwC, «Будущее близко: индекс готовности городов» – «The Future is Coming: Cities Readiness Rating»).

«Умные технологии» в здравоохранении (исследование компании KPMG).

Второе место:

  • Количество, функционал и разнообразие информационных систем в управлении (PwC, «Будущее близко»).
  • Строительство новых «умных» дорог (PwC, «Будущее близко»).
  • Ценовая доступность связи (исследование компании McKinsey & Company).
  • Покрытие общественных территорий бесплатным Wi-Fi (PwC, «Будущее близко»).
  • Уровень проникновения сотовой связи – (рейтинг компании Ookla, создателя системы Speedtest для определения скорости мобильного интернета).
  • Скорость мобильного интернета (PwC, «7 развивающихся городов»).
  • Площадь зеленых насаждений на душу населения (PwC, «Будущее близко»).
  • Вся Московская агломерация как двигатель экономического развития (PwC, «Размерные вопросы: первый глобальный рейтинг столичных агломераций» – «Size Matters: First Global Ranking of Metropolitan Areas»).

Третье место:

  • Позиция «Город как мировой центр притяжения» (PwC, «7 развивающихся городов»).
  • Smart-технологии в области взаимодействия с жителями (KPMG).

Кроме того, Москва прошла в финал международной премии World Smart City Awards – 2016 с комплексной заявкой «Город как сервисная платформа».

А в исследовании PwC «Город, управляемый данными» (Data Driven City, DDC) Москва с точки зрения концепции DDC вместе с Нью-Йорком, Лондоном, Барселоной, Сиднеем вошла в четверку технологических лидеров – городов, сопоставимых с Москвой по своим масштабам и характеру проблем.

Пара важных цитат

Исследование PwC «7 развивающихся городов: «От Москвы до Сан-Паулу»: «Кризисные явления в российской экономике не стали преградой Москве на пути к высшей позиции. В жесткой конкурентной борьбе столица России вырвалась в лидеры, заняв первое место.

Такой прогресс одного из крупнейших городов Европы свидетельствует о впечатляющей динамике его развития, которая сохраняется даже в неблагоприятных условиях, а также о значительном потенциале во многих важных областях».

Исследование PwC «Город, управляемый данными»: «Москва активно внедряет современные технологические решения на основе данных в большинстве сфер городского управления; имеет высокую степень готовности городских систем для их внедрения. Использование данных в городском контексте обсуждают в основном власти Москвы. Вовлечение частных компаний и академического сообщества значительно ниже. Москва делает упор на работе с населением, онлайн-сервисах, транспорте и безопасности».

Подробнее

Внедрение «умных технологий» в московской системе здравоохранения: ЕМИАС – единственная в мире подобная система такого масштаба.

Ситуационный центр департамента здравоохранения получает данные, устраняет сбои и распределяет потоки. В мае 2017 года запущенная шестью годами раньше Единая медицинская информационно-аналитическая система ЕМИАС получила премию международного конкурса Global mobile Gov Awards за качество мобильной государственной услуги.

За развитие информационных систем в городском управлении Москва получила премию WeGO.

На портале городских услуг, недавно объединенном с официальным сайтом мэра Москвы mos.ru – единый доступ ко всем электронным сервисам города. Онлайн-услуги для бизнеса – на инвестиционном портале Москвы. Сервисы для водителей – на портале «Автокод», объединенном авторизацией с mos.ru.

В 2016 году домен mos.ru по версии британской компании SimilarWeb вошел в десятку самых посещаемых государственных сайтов в мире. Его месячная аудитория обогнала сайты Евросоюза и NASA. В июне 2017 года Москва за развитие электронного управления получила премию Всемирной организации электронных правительств городов мира (World e-Governments Organization of Cities and Local Governments, WeGO).

С 2012 года московские государственные и сторонние мобильные приложения бурно развиваются.

В запущенной в 2012 году Единой мобильной платформе города Москвы – все мобильные сервисы городских ведомств. Действуют и сторонние мобильные приложения, разрабатывающиеся благодаря созданному в 2013 году Департаментом информационных технологий (ДИТ) Порталу открытых данных правительства Москвы.

Решение московских проблем и краудсорсинг идей основаны на крепкой обратной связи с гражданами.

В 2011 году возник портал «Наш город» для жалоб горожан на работу чиновников и коммунальных служб; в 2014 году – система электронных референдумов «Активный гражданин» (стало можно голосовать за все аспекты городского устройства – от планировки площади до ее переименования) и краудсорсинговая платформа, где горожане предлагали и обсуждали идеи по обустройству. Недавно они объединились в интегрированную систему городских решений «Вместе».

Транспорт и инфраструктура – одна из центральных забот города.

Cитуационный центр при Центре организации дорожного движения анализирует данные датчиков скорости, светофоров и дорожных знаков, видеокамер и устройств GPS/ГЛОНАСС; в режиме реального времени корректирует их работу и расписание общественного транспорта. Картографические продукты «Яндекса» стали частью городской инфраструктуры.

Москва внедряет авто- и велошеринг (to share – делиться). В 2013 году открылся «Велобайк» с сетью из 380 автоматических парковок, которые питаются от солнечных батарей. Оплатить прокат можно на сайте, в мобильном приложении или прокатном терминале. Длина велодорожек увеличилась до 250 км, запущен прокат электровелосипедов. С 2015 года начался каршеринг – автоматизированный поминутный прокат машин, каждая из которых должна заменить 15 личных.

Москва занимает второе место в мире по покрытию бесплатным Wi-Fi.

Городская сеть Moscow_WiFi_Free с 2012 года работает на 200 улицах внутри Садового кольца, в 24 парках и на 450 остановках. Сеть «Московский транспорт» (MT_FREE) в 2013 году заработала в метрополитене; Москва стала первым городом с Wi-Fi в вагонах метро.

В 2015 году международная ассоциация Wireless Broadband Alliance назвала проект лучшей в мире публичной сетью Wi-Fi. Первые автобусы с Wi-Fi появились в 2016 году, а весной 2017 года вся транспортная сеть Wi-Fi объединилась в единую MT_FREE с общей авторизацией.

MT_FREE работает в метро и наземном транспорте, на Московском центральном кольце, в поездах и терминалах аэроэкспресса и уже появляется в пригородных электричках. Это крупнейшая в Европе зона единого WiFi в транспорте.

Главных унифицированных карт в Москве пока три, несмотря на неудачную попытку внедрить всеобщефункциональную российскую карту УЭК; но и они выполняют свои задачи.

«Социальная карта москвича» с 2001 года выдается пенсионерам, школьникам, студентам и другим льготникам, дает право на льготный или бесплатный проезд в общественном транспорте, скидки в тысячах торговых заведений и заменяет полис в поликлинике. Их можно и использовать как банковские карты.

В 2013 году появилась «Тройка» – транспортный электронный кошелек для всех видов транспорта, включая электричку, который можно пополнять онлайн, по смс, в платежных терминалах, в кассах и автоплатежом. «Тройкой» пользуется 11 млн человек; это самая популярная транспортная карта в России и в мире. Ею можно оплатить вход в Московский зоопарк, музей Московского планетария, на катки в парке Горького и на ВДНХ.

В 2013 году вместе с информационной системой «Проход и питание» родилась школьная карта «Москвёнок». Родители могут на сайте mos.ru или в мобильном приложении проследить, когда ребенок пришел в школу, когда ушел и что он ел; настроить автоплатеж, лимит средств или запрет на покупку сладостей. Теперь «Москвёнка» можно объединить с социальной картой школьника.

Нововведения «умной» школы в Москве сильно облегчают жизнь всем участникам учебного процесса: ученикам, учителям, родителям.

В 2013 году во всех школах внедрена система «Московский регистр качества образования» (МРКО). Сейчас проверка электронного дневника – самая популярная госуслуга на mos.ru. В 2016 году стартовала и развивается «Московская электронная школа»: пока это – 44 тысячи уроков для интерактивных панелей, виртуальная библиотека из 32 учебников, электронный журнал и школьный Wi-Fi. До конца 2018 года проект охватит все школы.

В области систем видеонаблюдения Москва входит в десятку мировых лидеров по покрытию видеокамерами и качеству видеоаналитики.

В общественных местах установлено более 145 тысяч камер, трансляции с которых в режиме реального времени поступают в Единый центр хранения данных. На портале открытых данных можно заглянуть в Реестр камер дворового видеонаблюдения, реестр камер подъездного видеонаблюдения и реестр камер видеонаблюдения в местах массового скопления людей и увидеть, оборудованы ли камерами ваши место обитания и привычные маршруты. В случае происшествия вы можете запросить видеозаписи с сайта московской системы видеонаблюдения.

Smart-технологии в городском ЖКХ внедряются гораздо медленней, чем в других областях; но процесс уже начался.

Автоматические общедомовые счетчики тепла и воды уже подключены к интернету; в дальнейшем будет собираться информация и со всех других систем умного дома. В нескольких домах в Люблино тестируются адаптивные освещение и отопление, «умные» мусорные контейнеры. Устройства ГЛОНАСС на уборочных машинах позволяют планировать время их вывода и маршруты, а качество работы отслеживается видеокамерами. На этих машинах готовится массовая установка датчиков, которые будут передавать данные о работе навесных устройств и расходе бензина в навигационную систему.

Москва семимильными шагами наверстывает упущенное за 1990-е годы и годы первого условного благополучия.

Мы и сами видим, что не только по многим исследованиям и рейтингам, но и просто объективно – наш город вырвался в лидеры среди благополучных, комфортных, «умных» мегаполисов, не знавших потрясений.