Сайт работает в beta-версии
Пешеходность против буржуазности
11.07.2017
Ольга Андреева
11.07.2017
Пешеходность против буржуазности

Что происходит с уличным бизнесом при смене автомобильной ориентации на пешеходную?

КАК НАЛИЧИЕ ПАРКОВОК ВЛИЯЕТ НА ЭКОНОМИКУ УЛИЦ

Ольга Андреева

Город – это такой организм, где все связано со всем. Если потянуть за одну веревочку, потянутся и другие. Вроде бы этот факт известен всем. Беда в том, что далеко не всегда можно с уверенностью сказать, что привязано к другому концу веревки. Может быть, приз, а может, голодный тигр. Искусство градостроения состоит в том, чтобы разобраться в этом клубке взаимосвязей и точно знать – что там, на другом конце веревки.

IngradMedia начинает серию материалов об исследованиях, посвященных городским взаимосвязям. Одно из таких исследований было проведено группой социологов города в 2015 году, спустя три года после начала реконструкции Москвы.

Как известно, цель реконструкции состояла в том, чтобы преобразовать центр столицы из автомобильного в пешеходный. Реконструкторы действовали в логике того самого нового урбанизма: пешеходность, велосипедность, доступность и комфортность. Мысль, конечно, хорошая. Однако мы помним про взаимосвязи и понимаем, что если убрать с улиц поток автомобилей, измениться может не только общая атмосфера места, но и что-то еще.

Группа исследователей города изучили последствия расширения тротуаров в одной из зон реконструкции – на улице Покровке-Маросейке. До реконструкции ее проезжая часть была вполне себе широкой для центра — 3-4 полосы. Парковка разрешалась почти по всей длине обеих улиц. После реконструкции число полос сократилось до 2-3, а парковка практически везде была запрещена. Теперь автомобилисты могут парковаться только в зоне платного «кармана», который отодвинут с проезжей части в глубину жилой застройки. Парковка рассчитана на 69 мест и вовсе не учитывает естественное желание избалованного автомобилиста остановиться перед дверью магазина, набить багажник и отъехать восвояси. Увы, теперь так не получится.

Исследователи задались простым вопросом: что происходит с уличным бизнесом при смене автомобильной ориентации на пешеходную?

— Мы с коллегами провели небольшое исследование, – говорит руководитель проекта социолог города Петр Иванов. – Мы хотели узнать, как благоустройство повлияло на местный бизнес. Мы взяли фотографии фасадов Маросейки и Покровки до расширения тротуаров и после расширения – и сравнили.

Все виды уличных бизнесов (кафе, рестораны, салоны красоты, магазины продуктов и одежды и так далее) исследователи разделили на три класса по величине среднего чека. К классу А отошли предприятия премиум-класса, где средний чек был больше 2 тысяч рублей. Класс В представлял собой бизнес-класс со средним чеком от 500 до 1500 рублей. И, наконец, в класс С вошли предприятия эконом-класса со средним чеком в 500 рублей.

До реконструкции, как заметили исследователи, на Покровке-Маросейке большая часть заведений относилась с бизнес-классу. Но оставшиеся места на улице занимали предприятия премиум-класса. Эконом-класс в бизнесе на этой улице занимал ничтожно малое место. Реконструкция радикально изменила эту картину.

— Мы заметили, – рассказывает Петр Иванов, – что с увеличением пешеходности бизнес премиум-класса начал исчезать с улицы. Оно и понятно. Этот тип бизнеса рассчитан на дорогих людей на дорогих автомобилях, которые туда приезжают купить арбуз за 8 тысяч рублей. Зато резко увеличивается число предприятий среднего и низкого класса.

Например, было отмечено, что заведение класса А «Студия красоты Nuvo», расположенная на Покровке, 16, закрылось в 2013 году почти сразу после начала реконструкции. Помещение долго пустовало, пока в 2014 году на его месте не открылось сразу два заведения эконом и бизнес классов – кафе «Даблби» и ресторан «I love Wine».

До реконструкции на Покровке-Маросейке был только один большой продуктовый супермаркет – «Глобус-Гурме». После – немедленно появился «Дикси».

Не пережили реконструкции и многие заведения бизнес-класса. В 2014 году закрылся, например,  ресторан «Ходжа Насреддин в Хиве» (Покровка, д.12, стр. 1-10, стр. 2). Средний чек в нем составлял примерно 1500 рублей. Исследователи отнесли его к классу В. Однако надо учесть, что посещение ресторана – дело долгое, и, если вы приехали на машине, то вопрос парковки встает ребром. Фасад здания, где находился ресторан, был украшен богатым декором, но уже в 2015 году никакого декора на здании не наблюдалось, а наблюдалось объявление об аренде.

Реконструкция вообще вызвала большое смятение в рядах местных бизнесменов. Улица очевидно претерпевала крутые экономические изменения, которые для большинства арендаторов оказались неожиданными. На момент исследования многие помещения закрывшихся заведений еще пустовали. Вся улица была увешана призывами арендовать хорошее местечко, но желающих пока не находилось.

Однако общая тенденция и так была очевидна – с улицы в массовом порядке уходили дорогие элитные бутики. Очевидно, что состав покупателей резко изменился. Теперь по Покровке-Маросейке разгуливают в основном люди, не имеющие личного транспорта (или нежелающие им пользоваться в городе). Размер их кошелька может быть очень разным, но очевидно, что самые состоятельные жители Москвы еще не привыкли ходить пешком.

Кстати, ровно то же самое наблюдается и в европейских столицах. Запрет на повсеместную парковку в центре вынуждает дорогие магазины перебираться на городские окраины, где автомобилистам раздолье.

Получается, что на конце веревки под названием «пешеходность» привязана принципиально другая бизнес-модель, рассчитанная не на богатых, а на гораздо более сложный социальный состав покупателей.

Так реконструкция Москвы сделала центр города демократичным. И это только начало.