Сайт работает в beta-версии
От Кремля до самой до «бетонки»
15.09.2017
Антон Размахнин
15.09.2017
От Кремля до самой до «бетонки»

Семь колец Москвы

Лучший город Земли имеет не только семь холмов, но и семь колец. Каждое из них не менее «обручальное» для москвичей, чем Садовое, воспетое в культовом фильме. Смотрим на карту и находим их все!

 

«А она обнимала меня то Бульварным кольцом, то Садовым…» – с того момента, когда Леонид Зорин написал, а Михаил Козаков поставил легендарные «Покровские ворота», колец в Москве прибавилось. Мы посчитали их и поразились: здесь и сейчас их ровно семь, как и московских холмов! Да, это магия чисел, а что такого? И все их легко найти на карте города.

КРЕМЛЕВСКОЕ: КОЛЬЦО ВСЕВЛАСТИЯ

Сначала о центре, о «кольце номер ноль». Оно идет вокруг Кремля и Китай-города – особого места с особенной аурой и специальным режимом. Считаем от Боровицких ворот: Моховая – Охотный ряд – Театральный проезд – Лубянская, Новая, Старая и Славянская площади – Китайгородский проезд – Москворецкая и Кремлевская набережные.
Это кольцо – границы Москвы времен Дмитрия Донского, престижная часть города в XV и XVI веках, «самый центр» в веке XVII. Половина этой территории – Кремль; с каждым веком своей истории он становился все более державным и все больше выключался из городской жизни. Вторая половина – древний торговый посад, «город», как его называли еще в XIX веке. Гигантский конгломерат торговых рядов, жилых и доходных зданий, усадеб. Ряды живы и сейчас – их место занимает ГУМ и окружающая его застройка.
Сейчас территория внутри этого кольца – даже и не вполне Москва. Это территория, принадлежащая, по факту, всей стране. Парады на Красной площади по праздникам, общенациональный ГУМ, нулевой километр всея Руси, да сам Кремль чего стоит… Москва, с которой имеют дело москвичи, начинается по внешней границе «нулевого кольца».

БУЛЬВАРНОЕ: ЗДЕСЬ ГУЛЯЮТ

Даже представить себе трудно, что когда-то здесь были еще одни городские стены – Белый город. А впрочем, почему трудно: рядом с Покровскими воротами, на Хохловской площади археологи раскопали основание стены, можно сходить и увидеть своими глазами. Границей города это кольцо было в XV – начале XVI века. Сейчас московские бульвары настолько свои для горожан, настолько привычны для долгих вечерних и ночных прогулок, что трудно представить, что когда-то их не было. Кстати, они старше парижских: барон Осман наводил в Париже урбанистику в середине XIX века, а у нас Бульварное кольцо полностью сделали после 1812 года!
Бульварное кольцо не совсем замкнуто: оно выходит к Москве-реке у Яузских ворот и у храма Христа Спасителя. Кстати, видели – Большой Устьинский мост продолжает линию бульваров в Замоскворечье? По нему даже идет трамвай, маршрут которого начинается на Чистых прудах. По генплану развития города 1935 года Бульварное кольцо (тогда оно называлось кольцом А – отсюда и название трамвайного маршрута, «осколка» былого кольца) должны были замкнуть, снеся множество домов. Его трасса шла бы по Климентовскому переулку, мимо Третьяковской галереи.
А нынешний Патриарший мост должен был быть чуть выше по течению – против Соймоновского проезда, где бульвары выходят на реку – и, конечно, он был бы не пешеходным, а автомобильным и трамвайным. Как и Устьинский. Воплотить не успели из-за войны, а потом и раздумали. Зато и Замоскворечье уцелело.

САДОВОЕ: ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ

Стены Земляного города (XVI век) впервые перемахнули через Москву-реку. Правда, вместо Крымского и Краснохолмского мостов были, соответственно, брод и переправа. Стены Земляного города превратили в проезды даже раньше, чем Белый город стал Бульварным кольцом: крепость в XVIII веке, после Полтавской виктории, стала не нужна, а вот улицы как раз наоборот. После Наполеона, в первой половине XIX века, кольцо стало Садовым – владельцев участков вдоль него обязали озеленить «магистраль».
Генплан 1935 года – великий и ужасный – превратил зеленые аллеи в широченную асфальтовую магистраль. В самый раз для парадов, шествий, спортивных эстафет, автопробегов и тому подобных штук, которые любили в середине ХХ века почти во всех странах. Трамвай (он назывался Б, по аналогии с бульварным А) убрали, заменили троллейбусом. Сады тоже убрали, заменив… впрочем, ничем не заменив. На жалобы и возражения «железный нарком» Лазарь Каганович, тогдашний партийный хозяин Москвы, сказал просто: «Стало лучше, товарищи!». Стенограмма выступления дальше дает ремарку: смех в зале…
Во второй половине ХХ века Садовое кольцо обзавелось несколькими туннелями и эстакадами: градостроители стремились ликвидировать наземные перекрестки. Казалось, вот-вот появятся последние туннели – на Сухаревской площади и у Павелецкого вокзала. Но тут наступило новое столетие и новая транспортная философия: в 2016 – 2017 годах Садовое кольцо в очередной раз преобразилось, на сей раз расширив тротуары и сузив проезжие части. Больше того: маршрут «Б» (теперь автобусный) идет уже не по тоннелям и эстакадам, а полностью на поверхности, а часть светофоров на кольце восстановлена для того, чтобы автобусы могли напрямую пересекать его.
Хотя сегодня Садовое кольцо – центр города, движение транспорта по нему огромное и уменьшаться в ближайшие десятилетия не будет. Здесь основные офисные площади Москвы, здесь масса магазинов, театров и прочих мест, куда ходят москвичи и туристы. Так что, несмотря на тротуары и велодорожки, это кольцо – не прогулочное, а самое что ни на есть «жизненное». Для ежедневного употребления. Кольцо первой необходимости.

ТРЕТЬЕ ТРАНСПОРТНОЕ: СТРАХ НАД ГОРОДОМ

Сначала то, что мы сейчас называем ТТК, было, конечно же, наземным и проходило несколько по-другому. А называлось – Камер-Коллежский вал. Да, это тоже были городские стены, но только уже символические – не оборонительная, а таможенная граница города, начертанная Петром I. Везешь в Москву алкоголь или еще что подакцизное – плати. Частично этот вал шел там же, где и сейчас идет Третье кольцо: Сущевский вал неспроста называется именно так. И сейчас, если поискать по названию «вал» и вычесть из списка улиц Коровий и Земляной Вал, что на Садовом кольце – трасса Камер-Коллежского вала прослеживается без труда. Сокольнический, Бутырский, Грузинский, Пресненский, Трехгорный, Серпуховский валы – все они как раз поэтому так называются.

А нынешнее ТТК – принципиально новый тип городского сооружения, раньше в Москве невиданный. Это первая в столице (да и в России) внеуличная городская магистраль, соединяющая радиусы. Ее запланировали еще в генпланах 1950-х годов, но тогда, конечно, имели в виду обычные, со светофорами и максимум тоннелями, улицы. Так и построили – Беговую, Автозаводскую, Нижнюю Масловку, Сущевский вал. Но тут-то процесс и встал: дальше надо было строить эстакады и развязки.

Сначала – в 1969 году – дозрели до первой в СССР трехуровневой развязки на Савеловском вокзале. Воплотили (а попутно, увы, закрыли несколько хороших трамвайных маршрутов). Потом – уже в 80-х – построили Рижскую и Сокольническую эстакады. Снова задумались на пару десятков лет. И, наконец, – в начале 2000-х – напряглись и замкнули кольцо. Это было трудно: бесконечные развязки, гигантский Лефортовский туннель и множество туннелей поменьше, длинные эстакады… Кстати, именно тогда на пересечении с Ленинским проспектом построили первую из нынешних станций МЦК. А в районе Москвы-Сити на нижнем уровне эстакад ТТК скрывается задел будущего вокзала для «аэроэкспрессов» во все аэропорты Москвы.

ХОРДЫ СЛИВАЮТСЯ В ЧЕТВЕРТОЕ КОЛЬЦО

«Предусматривается создать сеть мощных скоростных автомобильных дорог, которые пойдут в обход центра по хордовым направлениям, снимут с него транзитные потоки, разгрузят Садовое кольцо и улицы центральной части Москвы, обеспечат удобные выезды автомобилей на загородные трассы».
Этот абзац взят из книги «Москва: какой она будет» 1976 года. Это сборник, посвященный Генплану развития столицы 1971 года. В нем – задолго до появления нынешнего проекта внеуличного ТТК – уже проложены магистрали, которые сегодня довольно органично складываются в четвертое кольцо Москвы.
Лучше всего трассу этого кольца видно на юге и юго-западе города. Коломенский проезд – Нахимовский проспект – Ломоносовский проспект – Минская улица. С юга – тупик: парк-заповедник Коломенское. С запада тоже: там Филевский парк. Но продолжим трассу Минской улицы дальше, за реку (допустим, там прорыли тоннель, подобный Строгинскому или Лефортовскому – кстати, и планы такие были). Мы найдем продолжение этой магистрали: улица Народного Ополчения – Алабяна – Большая Академическая (здесь тоннель недавно построили). Дальше снова провал (здесь строится эстакада), потом Березовая аллея – проезд Серебрякова. Упираемся в проспект Мира. Но южнее (получается ступенька, но что поделаешь) трасса продолжается: улица Бориса Галушкина – Ростокинский проезд – Краснобогатырская улица – Преображенский и Измайловский валы – проспект Буденного. А дальше – кольцо размыкается: между шоссе Энтузиастов и Коломенским проездом никакой трассы нет. Здесь, если дойдет до дела, понадобится делать тоннели и эстакады не меньше, чем на трассе Третьего кольца. Так что это пока дело не столь близкого будущего.
Кстати, странное дело: наше воображаемое, но проступающее на карте Четвертое кольцо отлично разграничивает планировочные районы. Внутри кольца – сталинские кварталы, вне его – более современные районы пяти- и более этажек.

ПЯТОЕ КОЛЬЦО: ЭТАЖИ ПОВЫШАЮТСЯ

Вновь смотрим на юго-запад (едем в область по Ленинскому проспекту или по проспекту Вернадского). Если на уровне Ломоносовского проспекта сталинскую застройку начинали сменять «хрущевки», то за улицей Обручева пейзаж вновь становится другим. Мы любуемся застройкой в 9–12–16 и более этажей. Это «брежневские» и более поздние дома, герои фильма «Ирония судьбы», а также и современные жилые комплексы. Все просто: на уровне улицы Обручева кончается планирование шестидесятых годов и начинаются новые времена и песни.

Трасса Пятого кольца снова достаточно рваная – ведь планировались опять-таки хорды. Балаклавский проспект – улица Обручева – улица Лобачевского – Аминьевское шоссе. Далее – Рублевское шоссе, уходящее в область. Трасса действительно получилась хордовой, но южную половину Москвы она превосходно делит на градостроительные пояса – как полноценное кольцо.

Попробуем поискать следы этого кольца на севере. Кронштадский бульвар – Лихоборская набережная. Далее, за Дмитровской железной дорогой: Высоковольтный проезд – Юрловский проезд – проезд  Дежнева – улица Менжинского. А далее – за Лосиным островом – новенькая линия Северо-Восточной хорды.

Так себе кольцо, рваное, конечно – но не будем удивляться, если через несколько десятилетий оно будет замкнуто. Хотя бы в виде транспортных линий – например, скоростного трамвая. На многих упомянутых улицах есть заделы под такие линии, еще с советских времен.

МКАД ПРОТИВ ЗАМКАДЬЯ

Московская кольцевая автомобильная дорога – тут уж не поспоришь, кольцо что надо. Сделали ее в 1960 году (точнее, проложили несколько раньше – как военную рокаду для оборонных целей – а к 1960 году сделали общедоступной автомагистралью с цепью развязок. В 1995-1997 году МКАД радикальным образом переделали, а в наше время одну за другой развязки продолжают модернизировать. Это основная дорога для транзитного транспорта, важнейшая трасса для грузовиков, приезжающих в город.
Все? Нет, не все. МКАД – граница города с 1960 и (с небольшими исключениями) по 2012 год – это психологический барьер потрясающей важности. То, что внутри – по сей день считается больше городом, чем то, что снаружи. Хотя, по сути, многие районы вне МКАД по качеству жизни будут получше «внутримкадных» спальных кварталов.

БЕТОНКА, НОВЫЙ ОРИЕНТИР

Административно новая Москва теперь простирается аж до Калужской области – но только на юго-западе. Но мы посмотрим не административно, а градостроительно – и увидим, что следующим рубежом московской агломерации (последним, на данный момент) является «бетонка» – автодорога А107, еще одна военная рокада, переведенная в гражданскую эксплуатацию в 1960-х годах. В ближайшем будущем ее планируют реконструировать и переименовать в ЦКАД – Центральную кольцевую автодорогу. Именно по ней планируется направить транзитный грузовой поток, вдоль нее уже строятся сортировочные терминалы. Скажем, «Почта России» такой центр уже построила – как раз у этого рубежа, на Симферопольском шоссе.
Внутри ЦКАД уже сейчас строится куда больше многоэтажек, чем коттеджей. Скажем прямее: коттеджная застройка в полях внутри «бетонки» практически заглохла, а вместо субурбии появляются новые спальные районы многоэтажек. Мегаполис захватывает все свободное пространство – и, возможно, не за горами перекройка дачной местности под действительно новую Москву. Если, конечно, все будет идти как идет и Москва продолжит вбирать в себя новые и новые миллионы жителей.