Сайт работает в beta-версии
Настоящий город будущего
07.08.2017
Альфия Максутова
07.08.2017
Настоящий город будущего

Москва разделила с Нью-Йорком 4-5-е места в мировом рейтинге готовности городов к внедрению новейших технологий

К хорошему привыкают быстро. Вот и москвичи за последние годы привыкли к электронным табло на остановках, бесплатному вайфаю в скверах, приложениям и сайтам для получения государственных услуг. Новые технологии так прочно вошли в наш обиход, что мы уже перестали видеть в них чудо техники. А между тем они есть далеко не везде. Это передовая технологического фронта, которая принципиально меняет облик города и жизнь горожан. Вопрос ставится так: есть технологии – вас возьмут в будущее, нет – извините, придется подождать. В июле 2017 года консалтинговая компания PwC впервые опубликовала рейтинг городов, готовых к внедрению новых технологий «Будущее близко: индекс готовности городов». Москва попала в пятерку городов-лидеров и оказалась близка к будущему, как никто.

Кто и что меряет

Компания PwC проводит это исследование впервые. Оно оказалось таким трудоемким, что до сих пор не все его результаты обнародованы. Эксперты решили провести его в несколько этапов. На первом этапе составили прогноз городской жизни к 2035 году. Маркерами будущего были признаны 30 объектов, например, беспилотный автомобиль или устройство синхронного перевода для туристов. Объекты распределили по девяти группам: умные системы ЖКХ, цифровизация культуры и туризма, беспилотный транспорт, цифровая экономика, умное здравоохранение, открытое адаптивное образование, проактивная безопасность, виртуальные сервисы, виртуальный город.

Затем эксперты отобрали 10 мегаполисов, наиболее продвинутых в части инновационных технологий. В каждом городе оценивалась развитость того или иного направления по целому ряду критериев: есть ли законодательство, регулирующие использование новых технологий, есть ли прототипы этих технологий или они уже внедрены и работают. Эксперты оценивали и инфраструктурную готовность города: достаточно ли в городе смартфонов, работают ли специальные аналитические центры. Чтобы изучить социальную готовность к инновациям, в каждом городе был проведен онлайн-опрос. Авторы рейтинга подчеркивают: они измеряли не то, насколько тот или иной мегаполис можно сейчас назвать «умным» городом, а именно готовность к внедрению «умных» технологий.

Сводный рейтинг выглядит так:

Сингапур (готовность 64%)
Лондон (готовность 59%)
Шанхай (готовность 55%)
Барселона (готовность 54%)
Москва (готовность 53%)
Нью-Йорк (готовность 53%)
Торонто (готовность 52%)
Токио (готовность 50%)
Гонконг (готовность 50%)
Сидней (готовность 47%)

ТОП-5 ОБЛАСТЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, В КОТОРЫХ МОСКВА ЛИДИРУЕТ

Решающий горожанин

Москва заняла первое место из десяти мегаполисов по уровню развития виртуальных услуг – сервисов, которые можно получить, зайдя на сайт или включив приложение.

– Вы знаете, что, если у вас родился ребенок, из семи необходимых ему документов, при первом же обращении вам могут выдать три? – спрашивает Николай Ланцев, один из авторов исследования, старший менеджер отдела консультационных услуг для государственных органов PwC в России. – Все остальные вы сможете получить при следующем обращении в МФЦ. Это называется «проактивное предоставление сервисов» – один из главных трендов в том, как изменяется взаимодействие горожанина с органами власти: вам в принципе не нужно заполнять заявления и разносить их по инстанциям, город делает это за вас. И Москва в этой сфере опережает все десять столиц, в которых мы проводили исследование.

Через интернет можно не только заказать загранпаспорт или оплатить коммунальные услуги, но и участвовать в развитии городской среды. Для этого правительство Москвы в 2014 году запустило приложение «Активный гражданин», в котором можно проголосовать, например, за озеленение улицы. В ближайшем будущем такая электронная демократия станет обязательной частью модели управления любым городом.

 

Другой сервис будущего, которым уже сейчас может похвастать Москва, – портал gorod.mos.ru. С его помощью город собирает информацию о разного рода неполадках и устраняет их.

– Такие сервисы называются краудсорсинговыми, – объясняет Николай Ланцев. – Вместо того, чтобы тратить средства на увеличение числа проверок, город дает возможность гражданам самим сообщать о проблемах. Из 10 вошедших в рейтинг столиц такие сервисы есть еще только у Барселоны и Сингапура.

Что дальше? В будущем, по мнению исследователей, виртуальные сервисы будут использоваться для распределения бюджета города и привлечения дополнительных средств. Уже сейчас в Лондоне функционирует платформа по софинансированию городских проектов. Она действует по принципу: «Хочешь озеленить улицу? Голосуй рублем (то есть фунтом стерлингов)!». Город собирает на этой платформе ежегодно более 1 млн фунтов. В Нью-Йорке же с помощью голосования граждан распределяется более 32 млн долларов.

Есть WiFi!

Для внедрения технологий будущего нужна инфраструктура. По инфраструктурной готовности Москва уступает только Сингапуру и Шанхаю, значительно опережая другие города. Что такое инфраструктурная готовность? Во-первых, это сервисы, позволяющие собирать и обрабатывать огромные массивы данных. В Москве этим занят Департамент информационных технологий.

Во-вторых, технологии не работают без доступных каналов передачи данных. Москву отличает огромная широта покрытия городского пространства бесплатным высокоскоростным интернетом. Город раздает бесплатный вай-фай в парках, скверах, просто на улицах, в метро и на всех видах общественного транспорта. А стоимость платного интернета в Москве значительно ниже, чем в других больших городах планеты.

– Скорее всего, по инфраструктурной готовности город и в последующие годы будет занимать лидирующую позицию, – объясняет Николай Ланцев. – Дело в том, что, если говорить о необходимости изменять законодательство для внедрения инноваций, город мало что может сделать – он функционирует в рамках общероссийского законодательства. А что касается создания инфраструктуры, здесь город сам может реализовать то, что ему нужно.

Что дальше? К 2035 году, согласно прогнозам, в мегаполисах появятся платформы для обмена данными между городом и бизнесом, где компании тоже будут делиться данными. Вся информация, получаемая от города, жителей и компаний, будет доступна горожанам в онлайн режиме. Власти будут использовать инструменты искусственного интеллекта для анализа этих данных. Это позволит внедрить «предиктивную» аналитику: высчитывать вероятность тех или иных событий. В городе будут работать сети 5G с большой пропускной способностью и минимальными задержками – это нужно для работы беспилотных автомобилей. Появятся сети «Интернета вещей» (IoT) с низким потреблением энергии и огромным числом подключенных устройств – на них, например, будут реализованы проекты персональной медицины.

Одна машина на пятерых 

Один из значимых трендов будущего, в котором Москва показала хороший результат, – развитие экономики совместного пользования. Под этим термином имеют в виду объединение людей для более продуктивного использования ресурсов.

– Идея в том, что нам не обязательно владеть чем-то 100% времени, если мы пользуемся этим лишь 20% времени, – рассказывает Денис Баринов, менеджер отдела консультационных услуг для государственных органов PwC в России. – Например, автомобиль мы используем всего 7% или 5% того времени, что мы им владеем. А 95% времени автомобиль просто стоит. Это неэкономное использование ресурсов. В будущем большинство объектов, которыми мы не пользуемся 100% времени, мы просто будем делить с другими, повышая таким образом эффективность их использования.

Сервисы по краткосрочной аренде автомобиля в черте города называются каршерингом. Не нужно платить налогов, стоять в очереди на мойку или оплачивать парковку. Достаточно включить приложение, найти ближайшую машину и после поездки оставить машину на ближайшей парковке. Эта услуга все еще куда более популярна за рубежом, чем у нас. Но и в Москве уже шесть каршеринговых компаний. Сервис не только экономит деньги горожан, он помогает решать проблему загруженности дорог и избытка машин в городе. В будущем можно будет и свою машину предоставлять желающим в пользование – так еще и заработать можно.

В категории «цифровая экономика» Москва занимает третье место в рейтинге. Помимо экономики совместного пользования, в Москве разработаны стратегии финансовых инноваций и Фабрики 4.0 – роботизированного и автоматизированного производства, использующего системы искусственного интеллекта. Это будущее уже близко.

Что дальше? Развитие прорывных инноваций сформирует новую реальность на рынке финансовых услуг: транзакции и платежи станут прозрачнее, безопаснее и эффективнее. Благодаря тому, что фабрики и заводы смогут перейти на полностью роботизированное производство, станут экологически более безопасными, произойдет реиндустриализация: промышленность вернется в мегаполисы.

Лучше один раз посмотреть

Вы бы хотели пройтись по царским палатам XVI века? Постоять со счетчиком Гейгера над контейнером с ураном, зная, что это безопасно? Рассматривая лягушку, иметь возможность увидеть ее дыхательную систему, как будто просканировав ее? Для этого вам нужно будет просто зайти в школу к вашему ребенку. Москва, наравне с Лондоном, Нью-Йорком и Токио, активно внедряет новые технологии в школах. В мае 2017 года в одной из столичных школ город запустил пилотный проект по использованию элементов виртуальной реальности в процессе обучения. Поработать со счетчиком Гейгера и просканировать лягушку можно пока только там, но город намерен подключать к проекту и другие школы – власти собираются инвестировать в развитие образования 1,8 млрд рублей. К 2019 году, в рамках проекта «Электронное образование», все столичные школы планируют оснастить интерактивными панелями, ноутбуками и планшетами.

– Представьте себе электронный учебник, содержание и уровень сложности которого меняется в зависимости от того, насколько быстро вы проходите материал и насколько хорошо его усваиваете. Такой учебник уже используют в некоторых школах в Лондоне, – говорит Денис Баринов. – Содержание самих учебных курсов тоже будет более гибким, образование будет чутко реагировать на изменения на рынке труда.

С адаптивностью – возможностью персонализировать учебные программы под нужды конкретного школьника – дела у Москвы пока обстоят хуже. Изменение образовательных программ – полномочие не столько города, сколько федерального министерства. Зато другие технологии, такие, как электронный дневник и система ID, уже стали привычными.

Что дальше? Использование технологий виртуальной реальности в образовании поможет лучше запоминать материал, да и процесс обучения сделает интереснее. Но самая важная область применения специальных программ и устройств – персонализация обучения. И в медицине, и в образовании на первый план выходят потребности конкретного человека.

Belorusskaya station

Москва долго считалась городом, крайне неудобным для туристов. Кириллица для европейцев читается не легче, чем иероглифы, а на русском было написано все: от названий улиц до называний станций метро. Буквально год назад москвичи с удивлением услышали после привычного «Станция Белорусская»: «Belorusskaya station. Change here for line 2». В метро появилась разметка на английском и даже англоговорящие кассиры и сотрудники полиции. Город стремится стать комфортным для туристов. И тут задачу сильно облегчает использование современных технологий. По уровню цифровизации культуры и туризма Москва заняла в рейтинге 4-е место. Так, с недавних пор и метро, и общественный транспорт и даже музеи можно оплатить туристической Moscow pass card. В Москве (и по всей России) работает удобное приложение-справочник – 2GIS. В нем можно мгновенно найти ближайшую точку вай-фая или, например, ресторан. В городе появляются остановки и киоски, где можно зарядить телефон, позвонить или получить информацию, вбив запрос на специально установленном экране. Правда, пока в Москве таких мест меньше, чем в Лондоне или Нью-Йорке.

Как и по некоторым другим показателям, Москва снова получила высокое место в рейтинге благодаря доступности в городе бесплатного интернета. Турист, особенно молодой человек, привык к доступности интернета и, путешествуя, хочет иметь возможность мгновенно открыть нужное ему приложение или сайт: найти отель, просмотреть карту, получить информацию об объекте, рядом с которым он находится.

– Если говорить не про туризм, а про культуру, то по всему миру музеи оцифровывают коллекции, работают над тем, чтобы музеи стали интерактивными: что-то можно потрогать, послушать, детально изучить картину при помощи инструментов дополненной реальности, – рассказывает Денис Баринов. – В Москве такой проект ведет Третьяковская галерея. Это процесс долгий, но у них уже есть очень смелое видение будущего галереи.

Что дальше? В будущем города будут предлагать туристам систему навигации с элементами дополненной реальности. Учить язык будет необязательно: синхронный перевод предоставят устройства, работающие на основе нейронных сетей и искусственного интеллекта. Онлайн-сервисы станут персонализированными: «Уважаемый турист, мы заметили, что вы предпочитаете рестораны средней ценовой категории с вегетарианским меню. Именно такой недавно открылся в районе, где вы сейчас гуляете. Идти туда 10 минут, забронировать вам столик?».