Сайт работает в beta-версии
Мы поедем своим путем
28.09.2017
Мария Якубович
28.09.2017
Мы поедем своим путем

Транспортные проблемы в Сингапуре начались гораздо раньше, чем у нас. Власти города-государства начали их решать еще в 70-е годы прошлого века и добились бесспорного успеха. Попытаемся понять: подходит ли опыт Сингапура Москве?

Сингапурские власти применили три метода:

  • систему платного проезда;
  • необходимость лицензии на покупку машины;
  • интеллектуальные системы управления дорожным движением.
Право на въезд

Singapore Area Licensing Schema (ALS) или «Сингапурская схема лицензирования территории» стартовала в 1975 году. Деловой центр города площадью в 7,4 км2 объявили Restricted Zone (ограниченной зоной).

На въезд туда в рабочее время нужно было заранее купить на заправке, почте или в магазине за 3 сингапурских доллара ($) бумажную лицензию, которая проверялась полицейским на рамке при въезде в Restricted Zone. Штраф за отсутствие лицензии в двадцать раз превышал ее стоимость.

Условия ужесточались. Платным стало вечернее время въезда, а в 1990 году – и проезд по основным дорогам по направлению к центру. Современную Electronic Road Pricing («Электронная дорожная тарификация», ERP) ввели в 1998 году. Под лобовым стеклом машин установили модули со считывателем для удаленно пополняемой дебетовой карты. Полицейских на рамках Restricted Zone заменили антенны. Расположение рамок можно посмотреть на интерактивной карте.

Кроме того, с помощью этой же карты можно оплачивать и парковки – это называется Electronic Parking System, EPS.

Уже разрабатывается система спутникового слежения, которая позволит исключить рамки. ERP, обошедшаяся в $197 млн, ежегодно приносит доход почти в половину этой суммы. Чтобы лучше понять систему, можно посмотреть видео на канале сингапурского Land Transportation Authority (Управления наземного транспорта).

Право на машину

Сингапурские методы заградительного ценообразования безжалостны.

Появившаяся в 1990 году система Certificate Of Entitlement («Сертификат на право», COE) требует покупки лицензии – на 10 лет, на конкретную машину. Число выставляемых на аукцион (!) лицензий регулирует государство. Начальная стоимость лота равна цене последней купленной лицензии прошлого месяца, то есть все время растет (сейчас – около $70000, примерно 1 млн рублей). Запрещены как перепродажа лицензии, так и перерегистрация машины.

Цены на машины унифицированы, их можно найти на государственном портале вместе с размером налогов, стоимостью лицензии, проезда, всех налогов и парковок.

К ввозной цене машины плюсуются: 7% от цены – налог с продаж, 20% – таможенная пошлина, от 100 до 180% – дополнительная прогрессивная (в зависимости от стартовой цены машины) пошлина, регистрационный сбор за постановку на учет (выдача номерных знаков может обойтись в несколько тысяч $). Каждые полгода платятся прогрессивный дорожный налог (зависит от объема двигателя, от $200 до $2000 и выше) и специальный налог, зависящий от вида топлива (для ДТ он может доходить до сумм в шесть дорожных налогов). Цена машины возрастает раз в пять.

Автомашины госслужащих, включая президента – не исключение. Свободен от системы транспорт скорой помощи, армии, полиции и пожарной службы.

Но есть специальные регистрации для эксплуатации машины только в выходные дни и/или не в часы пик. Владелец получает красные номера и серьезные налоговые льготы. Для использования других временны́х интервалов покупается однодневная лицензия.

Нужно добавить к этому высокую цену на парковки и огромные штрафы (а за превышение скорости можно попасть в тюрьму на три года). Ездить без лицензии – тоже уголовное преступление. Личная машина стала почти недоступной роскошью.

Право на движение

Система Green Link Determining System («Зеленая волна», GLIDE) введена в 1988 году, а сейчас координирует (автоматически или экстренно, вручную) пропускную способность между районами, регулируя светофоры и создавая безостановочный проезд.

Для контроля локации и скорости используются встроенные в дорожное покрытие индукционные рамки, видеокамеры и данные от модулей GPS на такси и автобусах.

Интересно, что при переходе улицы пожилые сингапурцы для продления времени прикладывают к считывателям на светофорах свою социальную карту.

В рамках системы Expressway Monitoring Advisory System (Мониторинг автострад, EMAS) по данным установленных на такси модулей GPS мониторы показывают информацию – о времени проезда до разных точек и о необходимости перестроиться в другой ряд из-за аварии или ремонта дороги. Эта же система обеспечивает бесплатную эвакуацию, причем до эвакуации высылает на трассу тяжелый грузовик с отбойником, чтобы прикрыть поврежденную машину.

Система EMAS на дороге

Право на выбор

Параллельно все время повышается доступность, скорость и комфорт общественного транспорта – автобусов, метро, легкого метро, монорельса. В сочетании с заградительным ценообразованием это определяет выбор большинства. Сегодня лишь 15 % жителей Сингапура имеет автомобиль.

Сингапурский монорельс

Общественный транспорт государством не дотируется, напротив — государство стремится получить от него максимальный доход. Для проезда на всех видах транспорта и оплаты парковки существуют единые карты EZ-LINK, с которых единым расчетным центром собирается информация о пассажиропотоке и оптимальных пересадках.

Сингапурская транспортная карта

А что в Москве?

Голландская компания TomTom (безусловный лидер в автомобильной GPS-навигации) на основании показаний навигаторов составляет мировой индекс загруженности дорог. В 2012 и 2013 годах Москва была самым загруженным городом мира.

Данные TomTom

Поездка на машине по Москве занимает на 66% больше положенного по расстоянию времени (индекс пробок), а во время часа пик – на 126% (индекс пикового времени). Индекс пробок по городам: Стамбул – 55%, Варшава – 42%, Марсель – 40%, Палермо – 39%, Лос-Анджелес, Рим, Париж, Сидней и Штутгарт – 33%.

TomTom Traffic Index. Measuring congestion worldwide. 2013

Что делать?

Нужно было сориентироваться и выбрать вектор действий. Возникло мнение, что методы противодействия пробкам в Сингапуре окажутся полезны. Население острова (площадью раза в четыре меньше площади Москвы) имеет плотность, сопоставимую с московской, и один из самых высоких уровней доходов в мире, поэтому увеличение частного автопарка шло небывалыми темпами.

Но оказалось, что опыт Сингапура все же слишком радикален для Москвы. Дополнительные налоги – вообще невозможный метод решения проблемы: это прерогатива федеральных властей.

Идея же ввести платный въезд в центр встретила яростное сопротивление автовладельцев. Но работа над принятым Госдумой в первом чтении законопроектом «Об организации дорожного движения в РФ», в котором, скорее всего, эта норма будет содержаться, продолжается.

Все же многие сингапурские методы нашли применение и дали прекрасный результат.

  • Управляемая ситуационным центром ЦОДД интеллектуальная транспортная система (ИТС) обеспечивает мониторинг движения с помощью видеокамер и датчиков ГЛОНАСС на общественном транспорте; автофиксацию нарушений ПДД; работу информационных щитов (загруженность дорог, разрешенная скорость, препятствия, объезды и так далее) и управление светофорами. «Зеленая волна» внедряется пока точечно, но в 2018 году запустится по всей Москве.
  • Введены единые проездные карты и развились методы анализа мест их валидации. Так планируются новые маршруты и расписание движения транспорта.
  • Появилось множество мобильных транспортных приложений, облегчающих жизнь.
  • Экономическое стимулирование и легализация такси кардинально изменили ситуацию с его ценами и доступностью.
  • Введение платных парковок, а затем – расширение их зоны до границ Третьего транспортного кольца сильно разгрузило центральные районы.
  • Но даже эти нововведения отличаются от сингапурских мягкостью и постепенностью.

Но даже эти нововведения отличаются от сингапурских мягкостью и постепенностью.

Первый заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Сергей Андрейкин: «Мы не хотим выдавливать автомобилиста в общественный транспорт: нужно, чтобы он сам его выбрал. Мы должны позволить людям комфортно изменить некоторые привычки».

А компания TomTom зафиксировала перемещение Москвы (всего за год!) с 5-го места рейтинга транспортной загруженности на 13-е.

Индекс TomTom