Сайт работает в beta-версии
Из конца в конец
26.10.2017
Дарья Филипповская
26.10.2017
Из конца в конец

Есть ли жизнь на конечных станциях Московского метро

Москвичам свойственно отождествлять себя не с районом проживания, а с ближайшей станцией метро. Услышать фразу: «Я живу в Коптеве» можно гораздо реже, чем «Я живу на «Войковской». При этом считается, что конечные станции метро – это выселки, край географии. Москва, но какая-то не такая. Мы побывали на всех конечных станциях и поняли: не все так просто.

Виктор Вахштайн, специалист по социологии города: «Источник этих стереотипов – многолетняя система развития Москвы, при которой большая часть жителей живет на окраине, а работает в центре и каждый день ездит туда и обратно. Соответственно, важнейшую роль играет не статус конечной станции, а время, которое ты тратишь на дорогу. Известный анекдот: десять лет копить на новую квартиру, чтобы выиграть десять минут дороги до центра. В нашем городе расстояние от центра влияет на цену жилья гораздо сильнее, чем качество жилья, кроме двух исключений – престижные районы на юго-западе и западе Москвы и элитное частное жилье за МКАД. В остальных случаях зависимость прямая: чем дальше вы живете по ветке метро, тем периферийнее вы себя ощущаете. Хотя, например, возле станции «Бульвар Дмитрия Донского» и экология, и застройка лучше, чем несколькими станциями ближе (например, на «Улице академика Янгеля»), но все равно это воспринимается как замкадье. Тем более, нельзя забывать, что город развивается – соответственно, если сегодня станция конечная, завтра она легко перестанет быть таковой».

В проживании на конечной станции есть один неоспоримый плюс – всегда можно сесть в вагоне метро, даже в самый час пик. И неоспоримый минус – иногда успеваешь дважды уснуть и проснуться, пока доедешь до центра города или до нужной пересадки.

Если отбросить стереотипы и посмотреть на карту московского метро, то можно увидеть, что она уже давно перестала быть идеально круглой – город разрастается подобно гигантскому пятну. Следовательно, и конечная станция конечной рознь. Кстати, интересный факт: если на севере и северо-востоке Москвы большая часть конечных не меняется уже по тридцать лет, то на юг Москва развивается семимильными шагами – большая часть нынешних конечных открыта уже после 2000 года и это, как обещают, далеко не предел.

Кстати, чтобы проехать все станции московского метро, потребуется 12 часов 54 минуты – такой рекорд установили в декабре 2016 года для Книги рекордов Гиннеса англичане Тим Ситон и Эндрю Маллиндер. Они посетили за полсуток 203 платформы. Для этого они точно рассчитали расстояние между станциями, самые короткие варианты переходов и даже подходящие для этого вагоны. Обязательным условием их маршрута было движение без остановок – перевести дух они позволяли себе только в вагоне во время движения поезда. При этом пользовались англичане авторским расчетом времени, секрет которого так и не раскрыт.
Алтуфьево

Была открыта в 1994 году, хотя прилегающие к ней районы – Лианозово, Северный и Бибирево – заселялись гораздо раньше и жители ждали «своего» метро почти двадцать лет. «Алтуфьево» считается самой северной станцией московского метро и небезосновательно – дойти от северного вестибюля до МКАД можно спокойным прогулочным шагом примерно за 15 минут (в Кольцевую дорогу упираются улицы Белозерская и Корнейчука).

Пассажиропоток тут плотный: станцией пользуются не только москвичи, но и жители Долгопрудного, Химок, Дмитрова.

В распоряжении местных жителей Лианозовский лес (попасть в который можно, перейдя МКАД), бибиревская этнографическая деревня и удобная инфраструктура нормального спального района. Ничего категорически плохого тут нет. Впрочем, ничего очень хорошего тоже.

Время в пути до Кольцевой линии:  20 минут.

Петровско-Разумовская (Люблинской линии)

Второй зал для кросс-платформенной пересадки (до этого «Петровско-Разумовская» была только частью серой линии) открыли в 2016 году – это одна из самых молодых станций, построенная для обслуживания жителей прилегающих районов и Дмитровского шоссе. После ее появления увеличили интервалы на монорельсе, соединяющем серую и рыжую линии метро.

Пересадки на Кольцевую линию на севере нет. Время в пути до центра города (до «Трубной»): 13 минут.

Медведково

Открыта в 1978 году — одна из  самых старых «конечных» станций метро, которой пользуются не только москвичи, но и жители близлежащих Мытищ. Расстояние от станции до МКАД незначительно больше, чем от «Алтуфьева», однако сам район старше. Если Бибирево и Лианозово застраивались в 1970-х годах, то Северное и Южное Медведково несколько раньше, поэтому могут похвастаться большим количеством пятиэтажек. Инфраструктура давно налажена и развита.

Время в пути до Кольцевой линии:  18 минут.

Бульвар Рокоссовского

Открыта в 1990 году. Обслуживает жителей районов Богородское и Метрогородок и расположена непосредственно в жилом квартале. Прежнее название – «Улица Подбельского». Переименована в 2014 году в связи с подготовкой к праздничным мероприятиям в честь Дня Победы, для увековечивания памяти героев.

Одна из двух конечных (вторая – «Международная»), которая имеет пересадку на станцию МЦК – здесь это платформа «Белокаменная». Это красноречивый исторический факт: прилегающие районы были застроены еще в начале ХХ века, когда железная дорога была окружной.

Следовательно, уж Богородское точно может претендовать на статус той самой «старой» Москвы. Во время небольшой прогулки здесь можно найти деревянную церковь, малоэтажную застройку начала ХХ века и большое количество зелени. И вообще – очень уютный район, сетовать на неудобство жизни на конечной здесь точно не стоит. Соседний район – Метрогородок – считается менее престижным из-за худшей доступности метро и экологии: здесь располагалась промзона.

Время в пути до Кольцевой линии:  13 минут.

Щелковская

Открыта в 1963 году — существенно раньше, чем большинство нынешних конечных станций. Обслуживает районы Северное Измайлово и Гольяново. Районы старые, часть домов довоенной постройки. Однако вот уж тут действительно не повезло – уже пару десятков лет район Гольяново делит с Капотней почетное первое место в списке самых неприятных для жизни уголков Москвы. Да и сам «Щелчок» – ласковое название Щелковского автовокзала – никак нельзя назвать симпатичным местом, а прилегающий к нему Измайловский парк славится скорее регулярными новостями о грабежах и изнасилованиях, чем тихой природой. Сюда приходят автобусы и маршрутки из Балашихи, то есть пассажиропоток на конечной огромен.

Время в пути до Кольцевой линии:  18 минут.

Новокосино

Открыта в 2012 году, находится уже за пределами МКАД — вблизи подмосковного Реутова и Николо-Архангельского крематория. Как и «Щелковская», считается непрестижной, как, впрочем, и весь восток и юго-восток Москвы. Хотя в целом – район, как район.

Время в пути до Кольцевой линии:  18 минут.

Котельники

Открыта в 2015 году. Одна из самых далеких, «замкадочных» станций метро. Если немного задуматься и свернуть не туда, то можно легко оказаться в Люберцах. Однако если возле соседних — хотя тоже замкадочных – «Жулебина» и «Лермонтовского проспекта» выросшие кварталы радуют хотя бы новизной, то пейзаж на выходе из «Котельников» – традиционный советский. Выходит на Новорязанское шоссе и в микрорайон с загадочным названием Опытное поле.

Время в пути до Кольцевой линии:  27 минут.

Зябликово

Станция открыта в 2011 году. Выходит на Ясеневую и Воронежскую улицы, в зеленый квартал – неподалеку протекает речка Шмелевка.  Чуть дальше в сторону центра уже начинаются старые обжитые кварталы, однако там ближайшее метро уже «Шипиловская».

Время в пути до Кольцевой линии:  32 минуты.

Алма-Атинская

Открыта в 2012 году.  Парадокс: станция находится дальше от МКАД, чем предыдущая – «Красногвардейская». Обслуживает район Братеево и теоретически могла бы помочь жителям Капотни, но это реально лишь вплавь – район отделен Москвой-рекой, и единственно возможная дорога – через МКАД.

Время в пути до Кольцевой линии:  29 минут.

Бульвар Дмитрия Донского

Открыта в 2002 году и в то время была первой станцией метро, построенной за пределами МКАД. Обслуживает район Северное Бутово, а также прилегающие поселения Подмосковья. Однако чаще используется для пересадки на линию легкого метро и поездок вглубь Бутова – того, для которого даже отдельное метро построили.

Время в пути до Кольцевой линии:  27 минут.

Бунинская аллея

Другая «замкадочная» станция метро, которая обслуживает Южное Бутово – спокойный, тихий, зеленый, но слишком уж далекий район. Станция работает в формате «легкого метро», то есть состав движется над поверхностью земли. Местные отзываются о Бутове по-разному: кто-то уверен, что ради новых домов и хорошей экологии можно перетерпеть статус замкадья, а кто-то мечтает перебраться хотя бы в границы кольцевой автодороги.

Время в пути до Кольцевой линии:  39 минут (по серой ветке) либо 45 минут (по рыжей).

Новоясеневская

Открыта в 1990 году. Прежнее название (до 2008 года) «Битцевский парк». Расположение не самое благополучное: в непосредственной близости от станции находится Ясеневское кладбище, а также междугородная автостанция. Рядом – строительный рынок. Но зато и вход в Битцевский лесопарк. Тем, кто приехал на шашлыки, пейзаж нравится.

Время в пути до Кольцевой линии:  27 минут.

Саларьево

Открыта в 2016 году для обслуживания Новой Москвы. Расположена уже за МКАД – на территории поселка Московский возле Киевского шоссе. При этом находится станция практически в чистом поле – пассажиры добираются от ближайших жилых домов примерно четверть часа пешком.

Время в пути до Кольцевой линии:  25 минут.

Раменки

Открыта в 2017 году. Выходит на Мичуринский проспект. Одна из самых молодых конечных станций. Традиционно район Раменки, где расположены МГУ, посольский квартал на Мосфильмовской улице и часть природного заказника «Долина реки Сетунь» считается одним из самых престижных в Москве.

Конечной станция останется недолго – уже запланировано продление Солнцевской линии до Внукова. Цель – транспортное обслуживание Новой Москвы.

До Кольцевой линии доехать пока нельзя. Время в пути до «Делового центра»:  14 минут.

Пятницкое шоссе

Открыта в 2012 году. Это уже скорее не Москва, а начало долгой дороги в Красногорск. Станция находится далеко за пределами МКАД и сразу же после выхода из метро жители спешат на маршрутки – непосредственно вблизи станции практически никто не живет.

Время в пути до Кольцевой линии:  36 минут.

Кунцевская

Открыта в 1965 году. Формально конечной она больше не является – эта станция оборудована кросс-платформенной пересадкой с Арбатско-Покровской линией и они напрямую соединены. Отсюда можно выйти в одноименный район – Кунцево. Как и весь запад и юго-запад Москвы, он считается довольно престижным, однако местные жители жалуются на неудобное расположение метро: большинство из них тратит на наземный транспорт не меньше четверти часа.

Время в пути до Кольцевой линии:  15 минут.

Международная

Открыта в 2006 году.

Станция, построенная специально для бизнесменов и клерков, а не для обслуживания спальных районов. Выходит на Третье транспортное кольцо, а вестибюль станции расположен на нижнем ярусе «Москва-Сити». Однако ее появление здорово сыграло на руку жителям района Дорогомилово – вместо того, чтобы добираться до ближайшего метро по пробкам на Кутузовском проспекте, они получили собственную ближайшую. Еще и не одну – станция оснащена пересадкой на «Деловой центр» МЦК.

Время в пути до Кольцевой линии:  9 минут.

Планерная

Открыта в 1975 году и с тех пор обслуживает районы, находящиеся близко к МКАД на северо-западе города. От этой станции, в том числе, можно доехать до аэропорта «Шереметьево».

Зона зеленая – рядом Химкинское водохранилище, канал имени Москвы, парк Северное Тушино и Алешкинский лес. В хорошую погоду можно полюбоваться зданием Северного речного вокзала, находящимся на другой стороне реки, в остальном же жизнь в этом районе мало чем отличается от любого другого старого спального.

Время в пути до Кольцевой линии:  23 минуты.

Речной вокзал

Открыта в 1964 году. Несмотря на окраинное расположение, обслуживает район, богатый достопримечательностями – в шаговой доступности от метро Парк Дружбы, заложенный в честь Фестиваля молодежи и студентов в 1957 году, а также здание Северного речного вокзала (памятник архитектуры 1930-х годов) и примыкающая к нему набережная.

В сентябре 2017 года власти Москвы объявили о планах реконструкции здания Северного речного вокзала: ожидается, что он возобновит работу и станет частью единого ансамбля парка. «Северный речной вокзал является культурным памятником и популярным у туристов транспортным объектом ‒ сюда прибывают круизные теплоходы из Санкт-Петербурга и других городов. Тем не менее, ряд элементов инфраструктуры вокзала нуждается в ремонте. Для обновления всего комплекса объект передан в ведение Мосгортранса. Специалисты предприятия уже приступили к разработке единой концепции восстановления главного здания, инженерных коммуникаций и прилегающих территорий», – рассказал заместитель генерального директора ГУП «Мосгортранс» Алексей Шуганцев.

Левобережный район – пример старой застройки, однако плотный пассажиропоток станции обеспечивают не только местные, но и пассажиры, приезжающие наземным транспортом из Химок и Зеленограда. Возможность быстрого выезда на Ленинградское шоссе, переходящее в одноименный проспект – повод для гордости: именно так местные жители получают возможность быстро добраться до центра, причем через престижные районы вроде Аэропорта и Сокола.

Время в пути до Кольцевой линии:  17 минут.

Сколько примерно стоит двухкомнатная квартира (50-60 м) в шаговой доступности от конечной станции
Алтуфьево от 7 млн рублей
Петровско-Разумовская от 6,5 млн рублей
Медведково от 6 млн рублей
Бульвар Рокоссовского от 6,5 млн рублей
Щелковская от 5 млн рублей
Новокосино от 6,7 млн рублей (г. Реутов)
Котельники от 5,5 млн рублей
Зябликово от 5 млн рублей
Алма-Атинская от 6,2 млн рублей
Бульвар Дмитрия Донского от 5,8 млн рублей
Бунинская аллея от 7,2 млн рублей
Новоясеневская от 6,7 млн рублей
Саларьево от 4,7 млн рублей
Раменки от 7,7 млн рублей
Пятницкое шоссе от 6, 5 млн рублей
Кунцевская от 6,7 млн рублей
Международная от 8,8 млн рублей
Планерная от 5,7 млн рублей
Речной вокзал от 6,5 млн рублей

Самая дорогая конечная – «Международная», самая дешевая – «Щелковская». Но зато «Щелковская» – самая старая конечная станция московского метро (1963 год). А самая молодая – «Раменки», построенная в 2017 году.

Фотопроект Игоря Старкова