Сайт работает в beta-версии
Идеальный транспорт
01.11.2017
Мария Якубович
01.11.2017
Идеальный транспорт

Канатная дорога может стать полноценным видом городского общественного транспорта

История канаток в России и мире

Первая запись о канатной тяге сделана в 1515 году в Зальцбурге. Продукты и людей тянули от подножия холма на верхний двор замка архиепископа сначала руками, а позже приспособили волов. Сменившая металлом и электродвигателем деревянные вагонетки и рельсы с конопляным канатом зальцбургская система Reisszug считается старейшей действующей системой вагонеток на канате в мире.

Рисунок из книги The Renaissanсe Of The Cableway. Источник: Артем Ачкасов
Канатная система Reisszug в Зальцбурге. Фото: Michel Azéma

Если вагонетки, а затем трамваи на канатной тяге требовали рельсов, то подвесные канатки – только установки опор. Первые настоящие воздушные канатные дороги были грузовыми: в польском Гданьске такая канатка появилась в 1664 году; а в Британии в 1856 году и в 1861-м – в Германии выданы патенты на маятниковые грузовые канатки. Хотя уже в течение лет ста прожекты таких дорог на бумаге насчитывались десятками.

Рисунок из книги The Renaissanсe Of The Cableway. Источник: Артем Ачкасов

Россия отстала совсем ненамного. Первую канатку для перевозки леса через заболоченную местность у нас построили в 1871 году. Настоящий взрыв строительства подвесных дорог случился в первой половине XX века, когда стал развиваться горнолыжный спорт.

Два плаката компании Poma (Pomagalsky). Источник: Артем Ачкасов

К середине века число построенных в Европе канаток – горнолыжных и грузовых – достигло нескольких тысяч.

Коллаж из книги The Renaissanсe Of The Cableway. Источник: Артем Ачкасов

В СССР же с 1950-х по отечественным проектам на отечественных заводах начали бурно строиться сотни километров грузовых (в горнорудной, угольной, металлургической промышленности) и горнолыжных (в Крыму, на Эльбрусе и в Чегете, в горах Казахстана и Узбекистана, Грузии и Армении) канатных дорог. Но ни одна из них не стала городским транспортом.

Трасса на Бельдерсае (Узбекистан) с канатно-кресельной дорогой и вверху – бугельным подъемником отечественного производства, поднимающим туристов на гору Кумбель до отметки 2350 м. Фото автора.
Крах и подъем

После 1990 года проектирование и выпуск отечественных канаток в России полностью прекратились. Закрылись НИИ, проектные институты, заводы.

Геннадий Бовский
технический директор российско-французской группы компаний «Горимпекс»
Часть канатных дорог была демонтирована, часть осталась в соседних странах и их судьба неизвестна. Канатные дороги, оставшиеся в России, с трудом поддерживались в рабочем состоянии благодаря неимоверным усилиям эксплуатационного персонала и организациям-владельцам канатных дорог. ...Но, вопреки всему, отрасль пассажирских канатных дорог выжила благодаря развитию частного предпринимательства в областях отдыха, туризма и спорта.

После затишья нулевых сейчас в России крутится свыше пятисот канатных дорог. В 2012 году компания Poma (Pomagalsky) и «Горимпекс» построили даже не городскую, а междугородную канатку между Нижним Новгородом и Бором длиной 3700 метров с восьмиместными кабинами и пассажиропотоком в две тысячи человек в час. Она вошла в книги рекордов России и Европы как пассажирская дорога с самым большим пролетом – 870 метров! – над судоходной рекой. Для этого высоту опор пришлось увеличить до 85 метров.

Нижегородская канатная дорога. Фото: «Роза ветров НН»
Мировые тенденции

Канатная дорога именно как вид городского общественного транспорта – новая для нас постановка вопроса. Хотя вообще-то они существуют с 1950-х. Например, в алжирском городе Эль-Маданья. Сингапурская канатная дорога построена в 1974 году, дорога, соединяющая острова Рузвельт и Манхэттен в Нью-Йорке  – в 1976 году; канатка через Миссисипи – в 1984 году. Это были уже гондольные дороги, с кольцевым движением и возможностью прокладки сложных маршрутов. Технологии, отточенные на горнолыжных курортах, получилось интегрировать в городскую среду.

Канатная дорога на остров Сентоза (Сингапур): самая стеклянная. Фото: Forbes. 2012
Канатная дорога Манхэттен — остров Рузвельта: самая урбанистическая. Фото: Forbes. 2012

Канатная дорога – единственный наземный эффективный вид транспорта для преодоления горных массивов, ущелий, водных преград, жилой застройки; возможных наводнений и оползней. Она не требует сооружения насыпей, тоннелей, мостов, эстакад, путепроводов и виадуков. Соединяет любой рельеф местности по кратчайшему расстоянию и с углом наклона до 45о. Например, подъем на канатке на Ай-Петри – три километра за четверть часа, а на машине для этого нужно проехать тридцать три километра за 40 минут. В Анкаре канатка перевозит людей над районами плотной застройки, которую не потребовалось ломать ради магистралей; а канатка в Рио-де-Жанейро – над фавелами, то есть там, где вообще никакой другой транспорт существовать не в состоянии.

Канатная дорога Мисхор – Ай-Петри (Крым): самый длинный безопорный пролет. Фото: Forbes. 2012
Канатная дорога Complexo do Alemao (Бразилия): самая дешевая. Фото: Forbes. 2012
Канатная дорога Гентинг (Малайзия): самая быстрая – 6 м/c. Фото: Forbes. 2012
Канатная дорога Sternensauser (Швейцария): самая страшная – без кабин. Фото: Forbes. 2012
Гренобльская канатная дорога (Франция): первая в мире городская. Фото: Forbes. 2012
Канатная дорога Масада (Израиль): самая историческая. Фото: Forbes. 2012
Канатная дорога в парке Чжанцзяцзе (Китай): самая крутая. Фото: Forbes. 2012
Канатная дорога Гульмарг (Индия): самая высокогорная. Фото: Forbes. 2012

Канатка может быть сколь угодно длинной, если ставятся промежуточные опоры и приводы. Она не зависит от погоды, исключая сильный боковой ветер (и то сейчас существуют меры предотвращения), и очень безопасна; не загрязняет окружающую среду, не создает шума и выхлопа, «светового загрязнения» по ночам. Для канаток практически не существует проблемы землеотвода (потерянной для использования земли вокруг): между опорами можно делать парки и строить здания.

Сравним и порадуемся

Стоимость километра двухпутной железной дороги с инфраструктурой может доходить до полумиллиарда рублей. Землеотвод такой дороги – около пяти гектаров на километр (а с инфраструктурой — до десяти). Себестоимость повышается со строительством мостов, эстакад, тоннелей. Нагрузка на природу огромна: шумы, вибрации, тепловые и электромагнитные излучения.

Километр скоростной двухрядной автотрассы стоит 400 миллионов рублей. Землеотвод – тоже около пяти гектаров на километр, с инфраструктурой – до десяти. Это основной источник шума в городе. Не говоря про выхлопы. Гораздо более экологичный трамвай без учета стоимости вагонов тоже обойдется от 400 миллионов до одного миллиарда рублей за километр пути.

Километр московского монорельса стоил от миллиарда до двух с половиной миллиардов рублей – при большей, чем у канатки, площади опор. Метро – самый дорогой вид транспорта: километр классического российского метро без излишеств – это от четырех до семи миллиардов рублей, и вложения никогда не окупятся.

Теперь сравним и порадуемся. Километр канатки займет не более десятой части гектара и обойдется примерно от 90 миллионов рублей (с инфраструктурой – до 400 миллионов). Расстояние между опорами может достигать 900 метров. Скорость канатки – до 50 км/ч, перевезти она может больше трех тысяч пассажиров в час.

Сравнительный график пропускной способности у разных видов транспорта

Обычный автобус (1700 пас/ч. в одном направ.)
«Воздушный» трамвай (2000 пас/ч. в одном направ.)
Удлиненный автобус (2400 пассажиров в час в одном направлении)
Трехсекционный автобус (3000 пассажиров в час в одном направлении)
Гондольная канатная дорога с одним тросом (3600 пассажиров в час в одном направлении)
Гондольная канатная дорога с двумя или тремя тросами (4000 пассажиров в час в одном направлении)
Рельсовый трамвай – 43 м х 2,65 м (5600 пассажиров в час в одном направлении)

Ресурсоемкость самой канатки минимальна. Энергозатраты в пять-десять раз ниже, чем у автомобиля, трамвая и троллейбуса (потому что двигатель один, а не в каждой кабине), а себестоимость перевозки – как у электричек: около семидесяти рублей на 100 пассажиров на километр. Срок окупаемости канатки не более трех лет, что в современных условиях выглядит фантастически. Доход сложится из платы за проезд, аренду, туалеты, парковки, размещение рекламы.

Московский проект Лужники – Воробьевы горы

Не все знают, что к чемпионату мира по футболу в следующем году в Москве появится новая полноценная канатная дорога. Основные матчи состоятся на стадионе «Лужники». А самый красивый вид на наш город открывается – правильно — с Воробьевых гор. Так вот, канатная дорога пройдет над Москвой-рекой, свяжет смотровую площадку с «Лужниками» и начнется там же, где начинается старый фуникулер, поднимающий на Большой московский трамплин.

Вариант трассировки канатной дороги. Снимок со спутника: stroy.mos.ru. 2017

Новая канатная дорога будет служить экскурсионным, транспортным и спортивным целям (зимой будет поднимать горнолыжников на трамплин, который реконструируют вместе со старым участком).

Розыгрыш первенства СССР по прыжкам на лыжах с трамплина 1953 г. Фото: Журнал «Смена», № 24, 1954 г.
Трамплин на Ленинских горах. Фото: Е. Халдей. 1956-1957 гг.
Рендер реконструированного Большого трамплина. Источник: stroy.mos.ru. 2017

Длина новой канатки будет 740 метров, с тремя станциями на улице Косыгина (верхняя), Воробьевской набережной и Лужнецкой набережной (нижняя), под которые уже выделены участки. Канатку оснастят тридцатью пятью закрытыми кабинами по восемь мест и десятью открытыми – по четыре; это даст пропускную способность в полторы тысячи человек в час.

Канатную дорогу будут удерживать девять опор. Фото: stroy.mos.ru. 2017

Оборудование изготовит компания Bartholet Maschinenbau AG – ведущий международный производитель, а дизайном занимается легендарная Porsche Design.

Уже началась подготовка к постройке первой из трех станций площадью в две тысячи квадратных метров – она встанет напротив спорткомплекса и получит то же название. «Это – прямоугольное здание со стеклянным первым этажом и легкими навесными рельефными фасадами из перфорированных металлических панелей. В ночное время станция будет эффектно подсвечиваться», – описал станцию главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. На первом этаже – кассы, кафе и киоски, на втором – посадка и высадка. В этом году будут утверждены проекты остальных двух станций. На промежуточной станции будут музей канатной дороги и трамплина и пункт проката горных лыж.

Рендер проектного решения станции «Лужники». Фото: mos.ru

С постройкой новой дороги Москва получит новое огромное спортивное и рекреационное пространство.

Сценарий пользования пространством Воробьевых гор. Зима. Схема: stroy.mos.ru. 2017
Сценарий пользования пространством Воробьевых гор. Лето. Схема: stroy.mos.ru. 2017

Но на этом власти не остановятся. Канатные дороги нужны во многих районах столицы: ощутимо не хватает мостов. С большой уверенностью говорится о новых пассажирских канатных дорогах: на бывшей территории ЗИЛа, в парке 850-летия Москвы в Марьино, и между деловым кварталом «Кантри парк» в Химках и станцией «Планерная».