Сайт работает в beta-версии
Далее — везде
09.10.2017
Дарья Филипповская
09.10.2017
Далее — везде

Семь европейских столиц на карте Москвы

Есть такой анекдот. Человеку назначили встречу на станции «Римская». Он полчаса проторчал на «Пражской». Потом сокрушался: «ведь помнил же, что где-то в Европе»… Гражданин легко отделался: европейских столиц на карте московского метро гораздо больше, чем две. Вспомним каждую.

В названиях московских улиц есть логика. Многие названы по храмам и монастырям, ремесленным слободам, а названия тех, что не в центре, часто подбирались в соответствии с расположением района. А вот в названиях станций метро логика прослеживается далеко не всегда.

Имена европейских столиц появились из-за необходимости засвидетельствовать свое уважение странам, связанным с СССР (или с Россией, если станции открывали после 1991 года) теплыми отношениями. Поэтому в нашем метро нет станций «Лондонская», «Берлинская» или «Парижская».

Варшавская

Станция находится почти в центре района Нагорный (Южный округ). На юг он тянется почти до «Чертановской», а на север – до платформы «Верхние котлы» на МЦК. Район длинный и узкий: если смотреть на карте, то в ширину он едва ли километр, зато в длину – порядка пяти километров.

Все вестибюли «Варшавской» выходят на одноименное шоссе, кстати, своим названием оно обязано польской столице лишь косвенно: еще в середине XIX века там проходила старая Варшавская дорога, которая вела на Польшу через Подольск. Других следов Польши в этих краях нет. Кстати, «Варшавская» имела все шансы называться «Коломенской» (в честь прилегающей железнодорожной платформы).

Когда-то эта станция метро (и весь прилегающий участок) была построена для обслуживания работников завода ЗИЛ – в окрестностях Варшавки они получали жилье, а к «Автозаводской» ехали на работу.

Пражская

Одна из самых окраинных «европейских» станций Москвы обслуживает район Чертаново Центральное. Он раскинулся вдоль Варшавского шоссе по направлению к МКАД. Названием своим станция обязана работникам и архитекторам из Чехословакии, которые принимали участие в проектировании и отделке. Кстати, одновременно в пражском метро появилась станция «Московская», хоть и ненадолго – в 1990 году ее переименовали в «Андел», нам кажется, зря.

Хотя местные патриоты уверяют, что жить на «Пражской» несоизмеримо лучше, чем еще ближе к МКАДу на «Улице академика Янгеля» или вовсе в «Анино», все-таки окраина – она и есть окраина. Не так хорошо знакомые с административной картой города москвичи редко различают в сознании Чертаново Северное, Чертаново Центральное и Чертаново Южное – для них весь участок между Балаклавским проспектом и МКАД слился в некие единые чертановские дали. Кстати, по количеству фольклора, посвященного району, чертановские уступают разве что бирюлевским и гольяновским.

Римская

В посвященных метро материалах про «Римскую» уточняют: «Одна из немногих станций метро, получившая название не по расположенному рядом объекту». Действительно, юридически эта станция метро находится в пределах Таганского района, очень старого центрального района, и ничего итальянского поблизости нет. Зато, как и в случае с «Пражской», здесь приложили руку иностранные архитекторы: мастеров пригласили из Италии, и саму станцию оформили тематически, сделав ее посвященной римским достопримечательностям. Кстати, здесь есть фонтан – единственный в московском метро – изображающий младенцев Ромула и Рема.

Изначально эта станция могла получить название «Серп и молот» или «Рогожская застава» – варианты куда более очевидные. В шаговой доступности от метро находится Школьная улица, известная как музей под открытым небом – сохранившийся почти полностью ансамбль Рогожской слободы.

Также совсем рядом – бывшая промышленная зона металлургического завода «Серп и молот», которая, как и остальные в Москве, постепенно превращается в стройплощадку. Еще в 2013 году здесь начали снос заводских зданий, и сейчас на месте бывшей промзоны запланировано строительство современного жилого комплекса и офисов.

Хотя район и центральный, престижным он не считается из-за близости железной дороги и выхода на шоссе Энтузиастов.

Рижская

Происхождение этого названия просто и понятно – станция «Рижская» названа в честь одноименного железнодорожного вокзала. Сейчас все это – Мещанский район: уютные местечки для тех, кто равно ценит и близость к центру, и комфортный быт. Правда, как и в случае с «Римской», здесь придется мириться с соседством железнодорожных путей и грохотом проезжающих иногда поездов. Да и при желании выбраться из района на машине нужно будет преодолевать эстакаду – не крюк, хотя не всегда приятно: как уверяют опытные автомобилисты, съезд с ТТК здесь один из самых неприятных в городе.

Зато пешком легко выйти на проспект Мира. Или дойти до улицы Гиляровского, где сохранилось несколько доходных домов позапрошлого столетия.

Братиславская

Названная в честь близлежащей Братиславской улицы станция обслуживает один из самых больших спальных районов Москвы – Марьино. Территория довольно уютная и зеленая: в шаговой доступности от метро находятся аж два парка – имени Артема Боровика и Братиславский.

Кстати, именно возле метро «Братиславская» проходит некий водораздел района: с одной стороны Мячковского бульвара остается так называемое старое Марьино – уютные кварталы с сохранившейся малоэтажной застройкой, а с другой – застроенные в конце ХХ века многоэтажками дворы. Правда, жители свой район таким уж благополучным не считают: с одной стороны, раздражает постоянно прилетающий со стороны Капотни запах сероводорода, а с другой – множество китайских торговцев, снимающих квартиры в Марьине и Люблине.

Даже местные жители порой не знают, какая такая Марья дала имя их району – может быть, это было традиционное имя в здешних краях? Однако все гораздо формальнее: речь идет о княгине Марье, матери великого князя Ивана III. Именно она основала деревню, на месте которой вырос нынешний район.

Киевская

Как и в случае с «Рижской», своим названием эта станция обязана вокзалу – сначала появился он, а потом уже метро. Однако район Дорогомилово – один из немногих в Москве, где топонимы едины. В шаговой доступности от вестибюля метро – гостиница «Украина», дойти до которой можно по Украинскому бульвару. Рядом – Киевская же улица и набережная Тараса Шевченко.

Дорогомилово как таковое – старый респектабельный район столицы, прилегающий к Кутузовскому проспекту (одной из самой знаковых магистралей Москвы). Здесь жили представители советской, а потом и российской элиты.

В современной Москве одним из самых знаковых объектов стал Сити, также расположенный в районе Дорогомилово – от метро «Киевская» можно пешком дойти.

Минская

Самая новая станция московского метро, открывшаяся для жителей района Фили-Давыдково – престижного, но категорически неудобного с точки зрения транспортной доступности. На престиж сыграли два фактора: во-первых, запад Москвы – это уже безоговорочно круто. Во-вторых, это довольно близко к центру – доехать до кольцевой линии метро можно за считанные минуты. Как таковой район Фили-Давыдково сохраняет репутацию достаточно нейтральную.

Этой станции метро москвичи благодарны уже хотя бы потому, что она появилась и выручает тех, кто приехал гулять в Парк Победы на Поклонной горе, но не хочет на обратном пути возвращаться на одноименную станцию. О жителях близлежащих домов речь не идет – таких просто нет, станция открыта посреди парка. Однако тех, кто ездит из соседнего района – Раменок – станция выручает очень неплохо: например, для улицы Улофа Пальме она стала ближайшей, нужно лишь перейти через железнодорожные пути.

Фотографии Александра Шмелькова