Сайт работает в beta-версии
Что такое smart сity
02.10.2017
Мария Якубович
02.10.2017
Что такое smart сity

Москва – город, который умнеет на глазах

Читайте также
Умный город Москва

Строго говоря, smart city – это вовсе не «умный город». Вернее, это гораздо больше, чем «умный». Слово smart имеет более сложное значение: умный, успешный, сообразительный, красивый, выделяющийся. Что из этого – про Москву? Разбираемся.

Одним из первых термин «smart city» употребил специалист в области устойчивого развития профессор Бойд Коэн (Boyd Cohen). Он уточнил: это город, который использует информационно-коммуникационные технологии, чтобы стать умнее и эффективнее в экономии ресурсов и энергии, повышении качества обслуживания и жизни, уменьшении воздействия на окружающую среду и развитии экологичной экономики.

Британский институт стандартов (British Standard Institution, BSI) дал другое определение: «эффективная интеграция физических, цифровых и человеческих систем в искусственно созданной среде с целью обеспечить устойчивое, благополучное и всестороннее будущее для граждан».

Из чего состоит «умный город»

Функциональные области «умного города» – минимум восемь необходимых «умных» компонентов: информационное поле, энергетика, безопасность, услуги, правительство, население, транспорт, водоснабжение.

  1. Информация. Единое информационное пространство, аккумулирующее информацию от частей инфраструктуры, системы управления и жителей.
  2. Энергетика. Автоматизированные и программно-управляемые энергосеть и система распределения энергии, учет и регулирование спроса; применение возобновляемой энергии; энергоэффективные здания и прочие постройки.
  3. Безопасность. Видеонаблюдение, видеофиксация, анализ и программное управление принятием решений; обеспечение вызова экстренных оперативных служб; системы оповещения.
  4. Услуги. Электронные правительство, образование, здравоохранение и туризм.
  5. Правительство. Система поддержки и обсуждения решений, анализа и прогнозов, управления, устранения проблем, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, прозрачности данных.
  6. Население. Потребители информационных услуг, пользователи объектов инфраструктуры и источники информации.
  7. Транспорт. Контроль транспортных потоков и дорожного покрытия; программное управление личным и общественным транспортом, системой светофоров и указателей; сбор оплат; инфраструктура зарядных станций для электромобилей.
  8. Водоснабжение. Автоматизированные и программно-управляемые водозабор, учет, распределение и регулирование спроса; обнаружение неисправностей; современные системы стока осадков.

Это взаимодействие и синхронизация бесконечного количества систем требует стандартизации.

Уже существуют стандарты «умных городов», разработанные Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO), в члены которой входит и Россия.

В ISO-стандартах определены три уровня проектов: инфраструктура, объекты и городские услуги, и список показателей для оценки развития города.

ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни» (46 обязательных и 56 вспомогательных показателей по 17 направлениям) и ISO 37151:2015 «Интеллектуальные инфраструктуры коммунального хозяйства. Принципы и требования к системе рабочих показателей» (оценка производительности коммунальной инфраструктуры по 14 категориям основных потребностей сообщества – с точки зрения жителей, руководителей и окружающей среды).

Международная организация Всемирного совета по городским данным World Council on City Data (WCCD) сертифицирует города по стандартам ISO на основе сбора данных из городов и анализа этих данных.

Самообучающаяся система

Умный город – самообучающаяся система, похожая на фантастический суперкомпьютер. Решения в обычном режиме принимаются на основании анализа всех городских данных, полученных с миллионов датчиков, установленных на всех городских движимых и недвижимых объектах. Город гораздо более подготовлен к устранению проблем, чем при традиционных отношениях со своими жителями.

«Городской разум все время эволюционирует. Он находится в чрезвычайно эффективном сочетании цифровых телекоммуникационных сетей (нервы), повсеместно внедренного интеллекта (мозг), датчиков и меток (органы чувств) и программного обеспечения (знание и когнитивные компетенции)». Так высказался профессор архитектуры Массачусетского технологического университета Уильям Митчелл (William J. Mitchell) на лекции в Открытом Университете Каталонии (Universitat Oberta de Catalunya, UOC).

Скорость и результативность реакции на вызовы все время растет.

Повышается качество и производительность городских служб, снижаются расходы и количество потребляемых ресурсов, улучшаются связи между горожанами и государством.

В городах по всему миру, где уже пошли по этому пути, на порядок вырос уровень жизни.

Сколько это стоит

Полное внедрение этих технологий – процесс весьма длительный, и при постоянно меняющихся требованиях и развивающихся технологиях точный размер инвестиций определить невозможно.

Но в 2016 году Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank) обнародовал исследование «Дорога к умным городам» («The Road toward Smart Cities»). Они рассчитали стоимость базовых компонентов «умной инфраструктуры», строительства ситуационного центра и обучения персонала для города с населением до полумиллиона человек.

Оказалось, что «цена вопроса» невелика – $20-30 млн. В таких мегаполисах, как Москва, порядки цифр, конечно, другие.

Как сэкономить

Построенных с нуля «умных городов» пока не существует. Города подходят к «диджитализации» поэтапно, начиная порой буквально с одного «умного» нововведения, здания или района.

Система предсказания наводнений с помощью датчиков на водосточных трубах и интернет в системах освещения в Буэнос-Айресе; 550 тысяч датчиков, регистрирующих два миллиона параметров инженерного оборудования в Редмонде (США); роботы-уборщики для раздельного сбора мусора в Амстердаме; зеленая инфраструктура в Филадельфии и других городах мира; система Street Bump в Бостоне, получающая информацию о дорожных дефектах с установленных на колесах автомобилей датчиков – все это звенья одной цепи, о чем и рассказывает видео от 2012 года.

Конкретная методология

В 2012 году Бойд Коэн придумал «колесо умного города» – Boyd Cohen’ Smart City Wheel – набор факторов, необходимых для того, чтобы город был «умным».

Бойд Коэн: «В течение последних нескольких лет я публиковал ежегодный рейтинг интеллектуальных городов, и с каждым годом стремился улучшить качество методологии ранжирования. В этом году вместе с международной группой я приступил к довольно амбициозному эксперименту: мы расширили обзор до 62 показателей по ключевым компонентам колеса Smart City».

В статье «Самые умные города в мире 2015: методология» (Smartest cities in the world. Methodology) Коэн пишет: «Умные города» – сложное явление, и в их оценке должны присутствовать множественные показатели. Сравнительно недавно я добавил еще прогрессивный доступ в интернет, «умное» градостроение, «зеленые» здания и инфраструктуру, велотранспорт, возможность каршеринга, доступность правительства, активность горожан, количество мобильных приложений для торговли, развлечений и взаимодействия с правительством».

Три категории ранжирования

Поскольку количество и многоплановость параметров сделали затруднительным точное ранжирование городов, в 2015 году Коэн выделил несколько его направлений: «Пионерские умные города» (Pioneering Smart cities, «Развивающиеся умные города» (Emerging smart cities) и «Умные города следующей стадии» (Next Stage Smart Cities).

«Пионеры – это города, которые были первооткрывателями; для них я обсуждаю проблемы их дальнейшего развития: Барселона, Копенгаген, Хельсинки, Сингапур, Ванкувер, Вена».

«Развивающиеся умные города» – это города на пороге истинных нововведений: Брисбен (Австралия), Лос-Анджелес, Монреаль».

«Умные города следующей стадии» – те, которые скоро будут на переднем крае инноваций: Богота (Колумбия), Лима (Перу)».

Отдельно стоят «Умные города», создаваемые с нуля – Искандер в Малайзии, PlanIT Valley в Португалии и Сонгдо (Songdo International Bussiness District) в Южной Корее.

Город Сонгдо на искусственном острове задумала компания Daewoo, но обанкротилась. В конце 1990-х в проект вошли американцы – Gale International и Morgan Stanley, и южные корейцы – POSCO E&C. Одним из ключевых партнеров стала Cisco.

Там сразу закладываются абсолютно все сегодняшние принципы «Умного города»: удобство отказа от личного транспорта, организованный общественный, электромобили, подземные парковки, всеобъемлющая единая сеть датчиков и камер под единым управлением со стремительным реагированием на любой вызов. Любое электрическое устройство, личное или общественное, управляется дистанционно – от уличного фонаря до утюга. Все здания – «зеленые», с посадками растений на крышах и использованием отработанной воды. Мусор по трубам сразу подается на переработку. Это подлинный город будущего.

А что же Москва?

Еще совсем недавно Москва не фигурировала в top-smart-cities ни в каком качестве.

Но два года (2015 и 2016) подряд консалтинговая компания Pricewaterhouse Coopers (PwC) выпускала исследование-рейтинг «7 развивающихся городов. От Москвы до Сан-Паулу» (Emerging 7 Cities Report). В исследовании 2016 года говорится: «Наше исследование выявило лидеров в отношении трех критических показателей: интеллектуальный капитал, инновации и технологическая готовность: Пекин, Москва и Стамбул.

В 2017 году по данным Intelligent Community Forum (ICF, некоммерческой исследовательской организации, направленной на развитие мировой экономики) Москва впервые вошла в топ-7 Intelligent Communities of the Year вместе с Графством Грей (Онтарио, Канада), Ипсвичем и Мельбурном (Австралия), Таоянем и Чиайем (Тайвань) и Эдмонтоном (Альберта, Канада). Победил Мельбурн, но Москва по ряду показателей подошла к первому месту крайне близко.

В видео ICF, посвященном этому списку, говорится: «Топ-7 интеллектуальных сообществ года представляют собой модели экономических и социальных преобразований в XXI веке. Каждый из них иллюстрирует передовые методы внедрения и использования широкополосной связи, развития рабочей силы, инноваций, цифрового охвата и пропаганды, являет собой образец для регионов и городов во всем мире и намечает новые пути к прочному процветанию для их граждан, предприятий и учреждений».

На Московском урбанистическом форуме, прошедшем в июле 2017 года, PwC представила результаты нового глобального исследования «Будущее близко: индекс готовности городов» (The Future is Coming: Cities Readiness Rating). Это рейтинг готовности крупнейших городов и агломераций мира к внедрению технологий будущего. По данным компании PwC Москва разделила с Нью-Йорком четвертое и пятое места в мировом рейтинге готовности городов к внедрению новейших технологий.

Там же PwC показала еще один рейтинг: «Размерные вопросы: первый глобальный рейтинг столичных агломераций» (Size Matters: First Global Ranking of Metropolitan Areas) – топ-20 в соответствии с вкладом в глобальное и национальное экономическое развитие и с точки зрения потенциала роста. Как двигатель экономического развития Московская агломерация занимает второе место в топ-20, уступив лишь Пекину, а в рейтинге роста – шестое место.

А по нескольким «умным» показателям Москва на фоне остального мира уверенно лидирует. И, судя по динамике развития, она станет самым «умным» городом Европы в самом ближайшем будущем.