Сайт работает в beta-версии
Северное Чертаново: дом, который был умнее эпохи
09.10.2017
Антон Размахнин
09.10.2017
Северное Чертаново: дом, который был умнее эпохи

IngradMedia продолжает исследовать заповедники московских градостроительных концепций. На очереди – экспериментальный микрорайон Северное Чертаново.

Квартиры свободной планировки. Обширные подземные паркинги с наземными «безмашинными» дворами. Климат-контроль в каждой квартире. Централизованная система пневматического мусороудаления. Автобус-шаттл до метро, подходящий прямо к подъездам. Детские сады, школы, клубы, бассейн – все по индивидуальным проектам. Звучит как современная реклама жилого комплекса бизнес-класса? А ведь это спроектировал коллектив московских архитекторов – и спроектировал ровно 45 лет назад!

Последним словом мирового градостроительства тогда были как раз крупные, интегрированные жилые комплексы, вбирающие в себя всю необходимую инфраструктуру, как надземную, так и подземную. В Москве решили не отставать – и выдали чудо-проект, который мыслился как образец для дальнейшей массовой – не бизнес-класса, а для всех! – застройки. И не вина архитекторов в том, что воплотить удалось не все, да и для масс такая застройка была слишком «жирной».

Тоннели, мосты, автомойка

Подъезжая к этому кварталу, легко растеряться. Дорога ведет прямо в недра жилого комплекса, в его подземную часть, а потом, сделав круг, выходит на поверхность. Как подъехать к парадной, где запарковаться – таксисты и друзья, которых попросили отвезти в Северное Чертаново, обычно теряются. По проекту же все было понятно: хозяева квартир паркуются в подземном паркинге (въезд через автомойку, не разводите слякоть!), а для гостей и служебных машин имеются узкие проезды по дворам. Та самая современная концепция двора без машин, когда все они согнаны в подземный уровень. Даже автобус, ходивший отсюда до метро «Варшавская», пока не построили «серую» линию метро,  заезжал в подземный уровень и тормозил у каждого подъезда. Старожилы говорят: мог и подождать зазевавшихся – водитель же знал, кто каждый день выходит из какой двери!

Что вышло в реальности? Поначалу все шло почти как задумано – все, кроме гаражей, за которые ежемесячно брали деньги. Многие семьи решили сэкономить – ну а что, мест во дворах хватало! – но прошло несколько лет, грянула перестройка, кооперация и частный бизнес. И автомойку, и большую часть подземных гаражей выкупили под склады, сервисы и тому подобное. Автобуса-шаттла тоже уже нет – впрочем, метро «Чертановская» в двух шагах отлично его заменило.

Теплый цоколь и мусороотсос

Если пройти вдоль Северного Чертанова в сторону лесопарка, то за околицей «села» можно увидеть нечто вроде бойлерной, издающей иногда зловещее гудение. Это чуть ли не единственный в Москве образец централизованного вакуумного мусоросбора: по гигантским трубам из десятков мусоропроводов все отходы собираются сюда, а отсюда уже вывозятся обычным образом. Заказывали эту систему в Канаде, платили большие деньги, гордились и изучали.

Вот только очень быстро оказалось, что штука эта весьма нежная и требовательная к тому, что в нее выбрасывать. Никакого крупного мусора – это первое правило. Вот об это и споткнулись эксплуатанты системы в наших условиях. Представьте себе, каждый январь (и февраль, и иногда даже март) могучие насосы вставали «колом», а ремонтники обреченно вздыхали: опять какой-то нехороший человек выбросил елку! Дерево вытаскивали, засор устраняли – но через пару дней (Новый год же позади!) все повторялось. В августе и сентябре – другая напасть: арбузы.

Вакуумный мусоросбор работает и сейчас – правда, не всегда: бывает, что и отключен. Тогда все ходят с пакетами к бакам, как в «пятиэтажной Москве». Периодически жалуются в управляющую компанию на запах, что стоит на первых этажах от этой системы: хоть бы отключили уже ее совсем, что ли.

А вот вторая идея по поводу «публичных пространств» оказалась работоспособной и прижилась. Это сквозные холлы подъездов, благодаря которым можно перемещаться из одного конца корпуса в другой. Здесь почтовые ящики, будки консьержей – и зимой как раз в этих длинных коридорах общается старшее поколение жителей. Отсюда же есть проходы в соседние общественные здания – например, библиотеку, бассейн.

Двухэтажные генералы

Поднявшись на лифтах, найдем привычные квартирные холлы и двери. Чудо чудное для СССР – часть квартир двухуровневые! Это, с одной стороны, люкс, конечно – но с другой стороны и реверанс «жилым ячейкам типа F» из дома Наркомфина. Вообще, хоть экспериментальный микрорайон в Чертанове и не планировался как «тренажер для настоящих коммунаров», в нем воскресли многие решения, характерные именно для домов-коммун рубежа 20-х и 30-х годов ХХ века. Много общих пространств, оптимизация за счет централизации. Даже температуру в квартирах планировали регулировать по принципу климат-контроля – по датчикам в стенах. А мебель, прежде всего кухни, предполагали делать встроенную – по единому проекту и самую оптимальную.

Другой корень Северного Чертанова – концепция «умного дома», которая разрабатывалась на Западе еще с 1920-х годов. Насыщенность техникой, инженерией – это оттуда. Правда, «элементная база» подвела: датчики климат-контроля так и не повесили, заменив обычными терморегуляторами, хайтековскую кухонную мебель тоже оставили в проекте – каждый закупался, как водится, на свой вкус и как получится.

Впрочем, получалось у многих неплохо: первыми жителями дома стали высокопоставленные военные. Заселялись первые корпуса в самом начале 1980-х: время войны в Афганистане, откуда офицеры – и тем более генералы – приезжали с деньгами и льготами. Если спросить постоянных жителей этих домов из старшего поколения – ох, каким добром они вспомнят и те времена, и службу.

Предвосхищая бизнес-класс

Сейчас в Северном Чертанове очень пестрый состав жителей. Далеко не все задуманные в 1972 году корпуса удалось построить, а вместо торгового комплекса, скажем, возник квартал «Авеню 77», вечный предмет ненависти первопоселенцев. Учитывая близость к метро и парку, квартиры в этом микрорайоне стоят достаточно дорого. Многие – в том числе художники и писатели – с удовольствием арендуют здесь квартиры. Здесь играет свою роль еще и популярность Северного Чертанова в кино: вспомнить хотя бы прошлогодний фильм «Притяжение», в котором инопланетяне выбрали для приземления своей летающей тарелки именно этот – похожий, кстати, на Звезду Смерти из «Звездных войн» – квартал.

Очень жаль, что для СССР 1980-х годов такой жилой комплекс оказался слишком роскошным: всего лишь один дом – «Чазовский» в Крылатском – построили по такому проекту, а все остальные новостройки восьмидесятых были куда проще. К решениям, опробованным в Чертанове, – то есть к подземным гаражам, комплексному освоению площадки, продуманной инфраструктуре с элементами «умного дома» – в Москве вернулись уже в 1990-е, во времена первых коммерческих жилых комплексов. И здесь опыт Северного Чертанова очень пригодился.

Фотографии Игоря Старкова