Сайт работает в beta-версии
Семь чудес Шехтеля
07.08.2017
Дарья Филипповская
07.08.2017
Семь чудес Шехтеля

Как создавался русский модерн

Выдающийся архитектор Федор Шехтель создал, пожалуй, самые удивительные московские здания в стиле модерн.

На рубеже XIX–ХХ веков модерн стал самым популярным стилем и в Европе, и в России; и в архитектуре, и во многом другом. Благодаря Федору Шехтелю, Роману Клейну, Ивану Фомину и другим выдающимся архитекторам сложился не просто русский модерн, но и его московская школа.

Проекты Федора Осиповича (урожденного Франца-Альберта) Шехтеля – не только жилые особняки, но и вокзалы, кинотеатры, храмы и заводы.

«Шехтель работал полушутя между чертежным столом и бутылкой шампанского, работал как добродушный гуляка, разбрасывая кругом блеск своей фантазии», – вспоминал племянник зодчего, режиссер и театральный деятель Н. Попов.

Федор Осипович (до 1914 года Франц-Альберт) Шехтель, 1859-1926 г. Родился в Санкт-Петербурге в семье выходцев из Баварии. Детство провел в Саратове, потом учился в Строгановском училище, но не закончил его. Был помощником архитектора Каминского, участвовал в проектировании театра «Парадиз» на Большой Никитской улице в Москве. В конце 1870-х годов начал работать самостоятельно, сначала в качестве оформителя и иллюстратора журналов «Будильник» и «Сверчок». Успех архитектора пришел к нему после проектирования нескольких особняков для семьи Морозовых.

Модерн – это художественный стиль, расцвет которого пришелся на первую четверть ХХ века.

Его также называют ар-нуво, югендштиль, тиффани, сецессион. В модерне соединялись изящество и вершина современной технической мысли, а главное его отличие – отказ от резких прямых углов и линий в пользу более плавных, ассиметричных. Линии модерна часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. В Москве архитекторы старались выдержать в этом духе не только фасады зданий, но и внутреннее их убранство, а заказчикам нравились все разновидности модерна. Поэтому в нашем городе легко найти отсылки к архитектуре Вены, Будапешта или Берлина.

Особняк Саввы Морозова (ул. Спиридоновка, 17)

Роскошный особняк, построенный в 1893-98 годах для жены Морозова Зинаиды, стал ярчайшим примером московской неоготики. Выполнен он в строгом духе английского модерна – Морозов попросил Шехтеля взять за образец величественные «рыцарские» замки, которые он видел в Манчестере.

Шехтелю же заказали и интерьер, поэтому внутри можно увидеть мраморные полы, готические арки, небольшие башенки и гобелены на средневековую тематику. Именно этот особняк стал судьбоносным в карьере Шехтеля – после окончания работ на Спиридоновке на него посыпались новые заказы.

Сейчас в здании – Дом приемов МИД. Если вас не приглашают провести вечер среди дипломатов высокого уровня, то шанс полюбоваться зданием изнутри выпадает дважды в год: на Дни культурного наследия (обычно в середине апреля).

Особняк Рябушинского (Малая Никитская ул., 6)

В 1900-1903 гг. Шехтель работает над зданием, в котором причудливо сочетаются элементы строгой английской готики и мавританского стиля. Этот особняк построен строго геометрически, с выступающими асимметричными стенами, как будто сложен из нескольких кубиков. Светлый глазированный кирпич, которым были облицованы стены, добавлял зданию легкости, современности. Если присмотреться, можно увидеть украшение фасада – мозаику гигантских орхидей, один из ярких примеров шехтелевского дизайна.

Ценители сравнивали этот особняк с творениями Гауди, поскольку здесь также все подчинено законам природы, и выполнено здание в природных мотивах. Главная особенность дома – центральная лестница высотой 12 метров, выполненная в форме причудливой волны в окружении серо-зеленого вазелемского мрамора, привезенного из Эстонии. Первый этаж стал подводным царством, второй – миром воздуха; мансарда, молельня – горним, высшим царством. Тема подводного мира звучит на первом этаже в каждой комнате – лепнина на потолке напоминает гладь заросшего озера, дверные ручки – морских коньков, рисунок паркета – декоративную волну.

Хотя не все современники его оценили: «Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна – всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее», – так отзывался об особняке Корней Чуковский в своем дневнике.

Сейчас в здании разместился музей Максима Горького. Попасть можно легко.

Собственный особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке (дом 28, стр.1)

Обеспечив дома некоторым своим современникам, Шехтель позаботился и о себе. Его собственный дом в Ермолаевском переулке издалека напоминает сказочный средневековый замок с множеством башенок, облицованный ярким кирпичом. Окружает его решетка с растительным орнаментом, а прямо над входом – мозаичное панно, на котором выложена первая буква фамилии архитектора и дата постройки (1896 год). Позднее Шехтель пристроил к зданию небольшую мастерскую. Сам автор шутил, что его дом издалека принимают за синагогу – слишком уж непривычной для Москвы была архитектура.

Здесь, как и в особняке Рябушинского и на здании Ярославского вокзала, не обошлось без цветов в мозаике. Для собственного дома Шехтель выбрал два ириса: расцветающий и уже увядший.

Сейчас в здании – посольство Уругвая. Внутрь попасть непросто.

Товарищество скоропечатни Левенсона в Трехпрудном переулке (дом 9)

В двух шагах от собственного дома Шехтеля – другая его постройка. Ансамбль зданий в Трехпрудном переулке был возведен в 1900 году и тоже напоминает европейский замок с башенками – однако уже не уютно-красный, а более изысканный, облицованный светлыми материалами. На кровле был задуман стеклянный купол, а также решетка с надписью. Вместо мозаики здесь – витражи, небольшой барельеф, изображающий рабочих у печатного станка, и надпись на фасаде, а также кованые светильники у парадного входа.

Внутри здание украшает лестница – похожая на ту, что в особняке Рябушинского, – а также изящный потолок, напоминающий вихрь.

Сейчас здание отреставрировано.

Ярославский вокзал

Решенный в неорусском стиле, Ярославский вокзал – одно из самых характерных произведений Шехтеля. Как и другие его здания, вокзал напоминает теремок, неяркая цветовая гамма которого передает настроение русского севера. Шехтель изобразил также символы двух городов, с которыми Москву связала Ярославская железная дорога, – Архангельск (поражающий дьявола архангел Михаил) и Ярославль (медведь с секирой) рядом с московским Георгием Победоносцем. Также на здании можно рассмотреть нарисованные ягоды клубники: это майолика, отображающая флору и фауну севера.

Сейчас здание используется по прямому назначению.

Кинотеатр «Художественный»

Здание самого известного кинотеатра Москвы строил не Шехтель, однако мастер приложил руку к оформлению его изнутри и к фасаду, выходящему на Арбатскую площадь. Появившиеся там отсылки к греческой мифологии, а также статуи передают дух неоампира, а симметричные входы в здание в прямоугольных нишах дополняют композицию.

После переделки, проведенной Шехтелем, кинотеатр стал вмещать до 900 человек (вместо прежних 400). Примечательно, что это было первое здание, построенное в Москве для нужд синематографа.

Сейчас начата реконструкция здания кинотеатра – ему планируется вернуть старый шехтелевский дизайн образца 1911 года, превратив в настоящий памятник культуры и архитектуры. Восстановят лепнину, вернут на место оркестровую яму и перекрасят стены.

Особняк Дерожинской (Кропоткинский пер., 13)

Жилой дом был построен в 1901-1904 годах. Облицованный светлым камнем, он выглядит очень легким и прозрачным, в отличие от других творений Шехтеля. Лепнина выполнена в виде цветочных гирлянд, а окошки-бойницы дополняют выступающее арочное окно на центральном фасаде. Здесь Шехтель также проявил себя как дизайнер – изнутри входные двери украшает большой черный паук, а возле камина в гостиной установлены необычные авторские барельефы в виде фигур мужчины и женщины. В той же гостиной, обшитой деревянными панелями, потолок дополняет художественная роспись с отсылками к живописи эпохи Возрождения.

Здесь же Шехтель впервые использует хорошо знакомый сегодня прием – точечное освещение на потолке.

Сейчас в здании расположено посольство Австралии.

Благодарим за помощь в подготовке материала и популяризацию архитектурного наследия Москвы Елену Пугачеву, главного редактора портала «Московский модерн» https://www.moscowmodern.ru