Сайт работает в beta-версии
От дворца до модуля
10.08.2017
Антон Размахнин
10.08.2017
От дворца до модуля

История московских школ в семи типовых проектах

Основные требования к школьному зданию уже сотни лет одни и те же. Светлые комнаты на 30 (чуть больше или чуть меньше) человек, коридоры и лестницы на десятки и сотни учеников, столовая и большой зал. Но если двести лет назад властям Москвы для этого достаточно было прикупить в казну любой пустующий дворец, то с течением времени все стало сложнее. Представляем семь эпох московского среднего образования в семи школьных проектах.

ГИМНАЗИЯ (УЛ. ПРЕЧИСТЕНКА, Д. 32)

В XIX веке никаких специфических требований к школе еще не предъявляли. Подходил любой пустующий дворец (а так сложилось, что в середине столетия пустующих барских дворцов в Москве было довольно много). В усадьбе Охотниковых на Пречистенке в 1876 году обосновалась частная мужская гимназия Л.И. Поливанова. Обучение было платным и стоило примерно как аренда приличной московской квартиры – 230-250 рублей в год. Это если не жить в гимназии; проживание стоило еще 500 рублей в год. Так что и престижный район, и красивое здание были кстати: солидное образование для солидных господ. Образование было прекрасное, кстати: гимназию в разные годы закончили поэты Валерий Брюсов и Андрей Белый, великий шахматист Александр Алехин и премьер Временного правительства князь Георгий Львов.

ТИПОВАЯ ШКОЛА 1930-Х ГОДОВ (УЛ. БАХРУШИНА, Д. 24, СТР. 1)

Массовое среднее образование – одна из главных целей СССР в 1920-е и 1930-е годы. Школы – самая мирная и гуманистическая из программ большевиков. Архитекторы были рады предложить новые концепции: в разгаре был конструктивизм. Самый удачный из типовых школьных проектов того времени создал Константин Джус-Даниленко. Главная особенность этого проекта – южный фасад: классные помещения получились особенно светлыми, потому что все их окна смотрели на юг. На север выходили только окна длинных и широких коридоров.

До начала Великой Отечественной войны в Москве по проекту Джус-Даниленко были построены десятки школ. На многих из них – мемориальные доски: проект предусматривал быстрое превращение школы в сборный пункт для добровольцев или госпиталь. Что и происходило во время Великой Отечественной.

ШКОЛЫ ЛИДИИ СТЕПАНОВОЙ (УЛ. МАРШАЛА НОВИКОВА, Д. 13)

Послевоенная Москва. Школы, как дореволюционные гимназии, разделены на мужские и женские. На мальчиках – кителя и фуражки, на девочках коричневые шерстяные платьица с белыми фартуками. Под стать эпохе и новый типовой проект школы, который создала архитектор Лидия Степанова в 1948 году. В 1949 году строятся четырехэтажные школы (на фото), с 1950 и до 1955 – пятиэтажные. На фасаде пятиэтажки появляются четыре профиля – Ломоносова, Пушкина, Горького и Маяковского. Выбор имен понятный: Ломоносов в советском пантеоне – «первый русский ученый», Пушкин – главный литературный классик, Горький – основатель советской литературы, а Маяковский – по формулировке Сталина, «лучший и талантливейший поэт нашей эпохи».

В школах Степановой классы, в отличие от довоенных проектов, расположены по обе стороны коридора. Так что он широкий, но достаточно темный – зато впервые появился специальный спортивный зал.

ШКОЛЫ ПРОЕКТА МЮ (УЛ. ГАМАЛЕИ, Д. 17, К. 1)

Страна та же, но «все для человека» – то есть дома и вещи – становятся дешевле, проще и многочисленнее. И новые блочные школы проекта МЮ – почти такие же, как предыдущие, но дешевле: сделаны не из кирпича, а из бетонных блоков. Но простор и высота потолков (не в пример жилым хрущевкам) – так же хороши. Пять этажей, четыре профиля перед входом – правда, в отличие от пятиэтажных школ Степановой, профили спустились с четвертого этажа на второй. Ближе к народу. Таких школ было построены без преувеличения сотни.

ШКОЛА МНИИТЭП (УЛ. ЖИВОПИСНАЯ, Д. 32)

Была школа хорошая, надо сделать еще лучше. И, желательно, дешевле. Сделали в 1973 году в в Московском институте типового и экспериментального проектирования (МНИИТЭП). Получилась знакомая почти всем москвичам школа Н-образной планировки. В главном корпусе 3 этажа классов, в дополнительном — актовый и физкультурный залы, столовая и трудовые мастерские.

Три этажа вместо пяти – это большой шаг вперед. Потому что в старых, пятиэтажных школах получалось так: 10-классники учатся на высоком 4-м этаже, их обычно учат самые заслуженные и пожилые педагоги, и как следствие – ветеранам приходится без лифтов подниматься на верхотуру. Нехорошо. На третий (да еще и не очень высокий) этаж подниматься легче.

Но – в тон эпохе – из школьного здания ушла торжественность. Школа больше не дворец знаний, а вновь, как в тридцатые годы, машина по их усвоению. Почти завод. И отделка, и материалы соответствующие. Школы МНИИТЭП – это спальные районы Москвы, это драки подростковых банд начала восьмидесятых, это выбитые стекла в перестройку. Хороший проект. Но не очень праздничный.

ШКОЛА «ТЕЛЕВИЗОР» (УЛ. ТАЛЛИНСКАЯ, Д. 20, К. 4)

Ближе к восьмидесятым появляются новые, светлые и прекрасные – как будущее – проекты школ. Последние советские. По самому высокому стандарту и по самому последнему слову техники. Модульная конструкция, 4 невысоких этажа, замкнутый внутренний двор. Отличительная особенность – квадратные, похожие на телевизор, плиты фасадов. Очень хорошие и по нынешним меркам здания. Здесь уже нет речи о зеленом сукне экзаменационного стола (как в школах Степановой), а отделка не так мрачна, как в школах МНИИТЭП. На базе этого и подобных проектов школы кое-где строятся и по сей день.

ЗАМЕНА АВАНГАРДУ (5-Й МОНЕТЧИКОВСКИЙ ПЕР., Д. 3)

В наши дни старые – 30-х годов – московские школы постепенно заменяют современными. Часто это индивидуальные проекты. Новые нормы и правила проектирования, новые стандарты – школы нынешнего времени получаются если не более красивыми, то уж точно более совершенными и дорогими. Впрочем, от концепции «дворца знаний» отказались уже окончательно – в нынешние демократические времена школа – это, безусловно, не более чем «образовательная среда». Именно таковы современные школы – их дизайн будто бы обволакивает учебный процесс, а не задает ему железные рамки, как это было еще полвека назад.