Сайт работает в beta-версии
Москва между Англией и Антиохией
19.08.2017
Ольга Андреева
19.08.2017
Москва между Англией и Антиохией

7 самых интересных храмов Москвы, не принадлежащих Русской Православной Церкви

За почти тысячу лет своего существования Москва стала домом для представителей самых разных религий. Иностранцы здесь всегда могли пообщаться со своими богами на своих языках. Сейчас в Москве зарегистрировано более 50 различных конфессий. Почти у каждой есть свой уголок в городе. В этих укромных уголках Москвы можно почувствовать себя добродетельным английским джентльменом или французским аристократом. IngradMedia собрал коллекцию из семи самых старых и красивых храмов Москвы, не принадлежащих Русской Православной Церкви.

Англиканская церковь Святого Андрея

Адрес: Вознесенский пер., д. 8/5, стр. 2

Англиканская община в России появилась аж в 1553 году, при Иване Грозном. Но свою церковь построила только в 1884 году. Лондонский епископ Джонатан Титкомб освятил храм в честь покровителя Шотландии апостола Андрея.

Проект этого удивительного образца викторианской готики был заказан никому не известному ливерпульскому архитектору Ричарду Ниллу Фримену. Он никогда не был в Москве и не имел никакого намерения интегрировать свое сооружение в московские архитектурные реалии. Фримен честно спроектировал здание так, как было принято в добродетельных английских деревеньках. Чудовищная с точки зрения всех европейских канонов красоты викторианская готика воплощала островную психологию, такую же самодостаточную и мудрую, как знаменитая мисс Марпл.

Красный кирпич, базилика с простой, квадратной в сечении башней – это кусочек старой доброй Англии, упрямой и прекрасной. Войдя в обширный церковный двор, миновав двух каменных ангелов над входом, вы попадаете в мир лаконизма беленых стен и вневременной вечности дубовых балок на потолке. В 1885 году здесь был установлен орган – он бесследно пропал в советское время. В 1894 году к храму пристроили двухэтажный дом настоятеля. Шотландка Джейн Мак-Гилл построила домик в память мужа Роберта, владельца чугунолитейной фабрики. Об этом сообщает надпись на боковой стене под геральдическими символами Англии, Шотландии и Ирландии – розой, чертополохом и клевером.

Церковь была центром общественной жизни всей британской колонии. На верхнем этаже башни устроили комнату-сейф, где московские англичане хранили ценности. Эта самая башня по проекту была колокольней, но колокола на ней так никогда и не поставили. Зато во время революции большевики установили здесь пулемет, стрелявший по войскам Временного правительства. Тогда-то и обнаружилась комната-сейф. Из храма вывезли 126 запечатанных ящиков и 193 тысячи рублей, о чем настоятель смиренно сообщил в Лондон.

В 1920 году храм закрылся и превратился сначала в склад, а потом в общежитие. Спасла храм уникальная акустика. С 1960 года здесь помещалась студия грамзаписи «Мелодия». В церковном зале записывались все ведущие исполнители. Во время визита в Москву в 1994 году королева Великобритании Елизавета II лично попросила президента Бориса Ельцина о возобновлении богослужений в церкви святого Андрея. Ельцин разрешил и «Мелодия» съехала. Сейчас при церкви Святого Андрея действует Англиканско-православный образовательный центр, библиотека, воскресная школа и англоязычное Общество анонимных алкоголиков. С четверга по воскресенье здесь проводятся концерты органной музыки на электрическом органе. Богослужения ведутся на английском языке.

Лютеранский кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла

Адрес: Старосадский пер., д. 7/10, стр. 10

Лютеранство, собственно, и есть протестантизм. Именно с него в первые годы XVI века началась европейская Реформация. Так как она не закончена по сей день, никакой единой лютеранской церкви не существует. Только в России их зарегистрировано пять. Собор Петра и Павла принадлежит Союзу Евангелическо-лютеранских церквей на территории СНГ – крупнейшему объединению лютеран в РФ. Сейчас прихожанами храма являются в основном немцы и прибалты.

Начиная с конца XVI века московские лютеране пытались обзавестись собственным храмом. И все неудачно. Храмы то сами горели, то их сносили суровые московские власти. Храм в Старосадском переулке начали строить в 1817 году на средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и нашего императора Александра I. К концу века община разрослась до 17 тысяч членов и церковь сильно расширили. Автором нового проекта, кстати, был архитектор Коссов, один из создателей Храма Христа Спасителя. Вообще к ансамблю собора приложили руку многие великие архитекторы. Капеллу, например, строил сам Шехтель.

При советской власти московские лютеране разделили участь православных. Ценности изъяли, пастора и членов церковного совета расстреляли, а здание собора передали студии «Диафильм». В совершенно обезображенном виде храм вернулся к лютеранам только в 1992 году. Теперь в Старосадском переулке существует уголок немецкой протестантской добродетели, которая, как известно, и породила современное рыночное общество.

Храм Святого Людовика Французского

Адрес: ул. Малая Лубянка, д. 12а

Если протестанты – это немцы, то главными московскими католиками исторически были французы. Они-то и построили храм Святого Людовика в 1791 году, испросив разрешения у Екатерины Великой. Сначала храм был скромным и деревянным, но в середине XIX века великий Жилярди построил на его месте именно то, что мы видим сейчас – строгий, простой и величественный классический храм. При храме тут же образовали женскую и мужскую гимназии и благотворительный приют святой Доротеи. К началу революции католическая община Москвы насчитывала 30 тысяч человек. Кроме собора Святого Людовика у католиков был собор Непорочного зачатия на Малой Грузинской и храм Петра и Павла в Милютинском переулке.

Два последних храма были закрыты и фактически уничтожены при Советской власти, а вот Людовику повезло. Французское посольство отстояло своего национального святого, но не избежало бдительного контроля соседей с Лубянки. Вплоть до начала 1990-х годов храм святого Людовика был единственным действующим католическим храмом Москвы. В 1950 году его торжественно передали в ведение католической церкви прибалтийских государств, а в 1991 году все открутили назад и храм вернули французам.

Сейчас храм Святого Людовика объединяет несколько приходов. Здесь представлен весь пестрый католический мир планеты. Службы ведутся на польском, итальянском, французском, русском и многих других языках. Приход Святого Людовика помогает африканским студентам, здесь открыт пункт помощи нуждающимся. Католики Москвы остаются большими любителями красоты, пышной строгости интерьеров, разноцветных витражей и ярких скульптурных композиций на религиозные темы.

Московская хоральная синагога

Адрес: Большой Спасоглинищевский пер., д. 10

Вплоть до отмены черты оседлости никаких синагог в Москве не было, как и, собственно, евреев. Они официально появились в городе только во второй половине XIX века, когда еврейским купцам, врачам и инженерам разрешили селиться в столице. Приезжие иудеи останавливались в дешевой гостиничке в Спасоглинищевском переулке. Но уже в 1891 году разбогатевшая еврейская община выкупила землю под гостиницей и отстроила там первую синагогу. Никакого канона в строительстве молельных домов у иудеев нет. Синагога в исполнении архитектора Эйбушитца вышла чем-то средним между православным храмом с куполом и греческим пантеоном с колоннами. Иудеям нравилось. А православным не очень.

По легенде, в 1894 году великий князь Сергей Александрович случайно принял купол синагоги за главу православного храма и перекрестился. Когда ошибка открылась, князь впал в ярость. Синагогу велели либо продать, либо перестроить под гражданские нужды. Еврейская община выбрала второе и принялась на свои же деньги ломать то, что только что построила. Купол снесли, убрали все иудейские символы, а сам храм приспособили под ремесленное училище. Его, впрочем, тоже велено было закрыть.

Восстановить молельный дом иудеям разрешили только после Манифеста о свободе вероисповедания в 1905 году. К тому времени от синагоги мало что осталось. Снова пришлось входить в расход. Восстанавливать красоту позвали Романа Клейна, автора Музея изобразительных искусств. Он отстроил синагогу в смешанном эклектичном духе. Есть там и восточные мотивы, и античная строгость, и европейская модернистская роскошь. Получился шедевр. При Советах в шедевр вселили Текстильстрой, а сбоку приткнули резервную шахту московского метро. Только в 2001 году Российский еврейский конгресс и еврейская община Москвы принялись снова возрождать храм. Заодно сделали детский дом, религиозную школу (ешиву) и общинный центр. Проект обошелся в 20 млн долларов. Если учесть, что за синагогу было заплачено четырежды, нетрудно понять, как дорога она общине.

Московская Соборная мечеть

Адрес: Выползов пер., д. 7

Советская власть уравняла все наличные в СССР религии. В этом отношении мусульманам было так же плохо, как и православным. Тогда основную массу мусульман в Москве составляли татары. Из двух московских мечетей уцелела только одна, построенная в 1904 году в Выползовом переулке. Мечеть была невелика и вмещала меньше тысячи молящихся. Но именно этой скромной мечети повезло. Когда после Великой Отечественной войны во внешней политике СССР важную роль стало играть ближневосточное направление, стало понятно, что мусульманам СССР выпал счастливый билет. Теперь закрыть мечеть в Москве было невозможно. Туда непрерывным потоком шли лидеры, послы и религиозные деятели дружественных арабских стран. Когда в канун Олимпиады-80 мечеть попытались снести – чтобы было, где развернуться с «Олимпийским» — ее спасли все те же арабские лидеры. Снесли мечеть только в 2011 году по причине ветхости здания. Новую мечеть закончили строить в 2015 году. На открытие приехали лидеры и почетные делегации из Турции, Палестины, Ирана, Иордании, Кувейта, Саудовской Аравии, Таджикистана, Азербайджана и так далее. Новая мечеть обошлась мусульманской общине в 170 миллионов долларов, но дело того стоило. Мечеть вышла такой огромной, что сразу была причислена к крупнейшим в Европе и России. Площадь нового здания почти в 20 раз больше площади старой мечети. Огромный купол высотой 46 метров покрыт 12 тоннами сусального золота. Высота минаретов достигает 72 метров. Теперь мечеть может вместить до 10 тысяч молящихся, а во время больших мусульманских праздников на прилегающих улицах уже привыкли перекрывать движение.

Покровский кафедральный собор

Адрес: Рогожский пер., д. 29

Гонимые, но состоятельные староверы решили построить свой храм на Рогожской заставе еще в конце царствования Екатерины Великой. У самого Матвея Казакова заказали огромную пятиглавую церковь. Но власти быстро обратили внимание, что храм превышает кремлевский Успенский собор. В результате проект сократили до одной главы, урезали шпиль и убрали алтарную абсиду. И все равно храм вышел огромным. Целых два века, вплоть до восстановления Храма Христа Спасителя, он оставался самым большим православным храмом Москвы и вмещал до 7 тысяч верующих. Спокойный русский классицизм, сдержанное величие, ясность и простота линий, древние аллюзии в убранстве портала – так храм выглядит снаружи. Внешняя скромность контрастирует с головокружительной пышностью внутреннего убранства. В храме собраны сотни святынь.

Долгое время Покровский собор был единственным старообрядческим храмом Москвы, но уже упомянутый Манифест о свободе вероисповеданий 1905 года вызвал старообрядческий строительный бум: к 1917 году в Москве насчитывалось около 50 храмов старой веры.

А к 30-м годам ХХ века Покровский собор снова остался в полном одиночестве. Советы планировали отобрать и его. Чтобы сохранить собор, надо было зарегистрировать хотя бы 20 членов церковной общины. Настоятель храма о. Василий Королев страстно уговаривал людей рискнуть. Это было смертельно опасно, но «двадцатка» все-таки набралась. К храму прибились певцы из закрытых церквей, и несколько десятилетий в Покровском соборе звучал лучший в мире староверческий хор.

К началу ХХI века весь огромный комплекс церковных зданий в Рогожском поселке был передан РСПЦ. Теперь Покровская церковь стала кафедральным собором и резиденцией патриарха Корнилия.

Церковь Архангела Гавриила или Меншикова башня

Адрес: Архангельский пер., д. 15а

Это православная, но не совсем обычная церковь. Во-первых, это редчайший образец петровского барокко в Москве, во-вторых, она очень высокая, в-третьих, она была оплотом масонов, наконец, в-четвертых, она принадлежит Антиохийскому Патриархату, там осуществляют религиозные требы все православные арабы столицы.

Князь Меншиков, чье семейное гнездо в Москве занимало территорию будущего Почтамта, желал иметь домовую церковь, но не простую, а самую высокую в городе. Тогда самым высоким зданием в Москве была колокольня Ивана Великого. Проект архитектора Ивана Зарудного и Доменико Трезини, будущего автора Петропавловской крепости, был высотой 84,3 метра и выигрывал у Ивана Великого 3,2 метра. Один деревянный шпиль с флюгером был 30 метров в высоту. Барочные вкусы Меншикова требовали излишеств, а потому весь храм был обильно украшен цветами, фруктами и пухлощекими ангелами.

Впрочем, Бог наказал Меншикова за гордость, и в 1723 году молния разрушила верхнюю часть здания. На нефы обрушились 50 колоколов, сгорели великолепные английские часы с курантами, звонившие каждые 15 минут. В таком полуразрушенном виде церковь простояла больше 50 лет. А в 1787 году за Меншикову башню взялся масон Гавриил Измайлов. Шпиль заменили компактным барочным куполом, вместо угловых ангелочков поставили вазы, а внутри и снаружи украсили масонскими эмблемами. Башня обрела мягкость и округлость форм, оставаясь по-прежнему самым высоким зданием Москвы. Измайлов восстанавливал храм не просто так, а с пользой для русского масонства. По соседству в Кривоколенном переулке жили 50 студентов масонской педагогической семинарии, а сам Измайлов принадлежал к масонам-мартинистам. Судьба русских масонов сложилась неудачно. Их заподозрили в подготовке переворота и ложи разогнали. Про тайные знаки на Меншиковой башне вспомнили в середине XIX века, когда митрополит Филарет потребовал соскоблить чернокнижные надписи. Приказ выполнили частично – над южным входом остались ангелы, держащие свитки с неразборчивыми письменами. В советские времена храм, как и прочие, закрыли. Но в 1945 году Поместный собор РПЦ посетил патриарх Антиохийский Александр III. Патриарх не раз выражал дружественные чувства к Русской Церкви и поддерживал СССР в борьбе с фашистами. В знак признательности власти решили восстановить в Москве Антиохийское подворье в храме Архангела Гавриила. С тех пор в храме постоянно идут службы.