Сайт работает в beta-версии
Красота дипломатии
20.08.2017
Дарья Филипповская
20.08.2017
Красота дипломатии

5 самых архитектурно интересных посольств Москвы

Самые роскошные посольские особняки когда-то не подозревали, что станут таковыми – это были жилые дома, которые строили москвичи. IngradMedia выбрал пять самых красивых зданий в центре столицы, которые сегодня не принадлежат России.

Кстати, побывать там может каждый – раз в год, в апреле либо в мае, городские власти проводят Дни культурного наследия. Организованы специальные экскурсии в места, которые в обычные дни закрыты для визитеров

Порядок передачи здания иностранному государству регулируется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года. Согласно статьям 21, 22, 23, «государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам, помещений, необходимых для его представительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получении помещений каким-либо иным путем».

Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. Речь может идти о бессрочной аренде или передаче в собственность. Вопрос решается каждый раз индивидуально.

ПОСОЛЬСТВО ФРАНЦИИ – ДОМ КУПЦА ИГУМНОВА (ул. Большая Якиманка, д. 43)

Пряничный теремок на Большой Якиманке – один из лучших примеров модного неорусского стиля, который пришелся по душе заказчику, купцу Николаю Игумнову в 1895 году. Строили с размахом поистине купеческим: теремок украшен изразцами, сделанными на заводе Кузнецова, а кирпич выписывали из Голландии. Старорусская красота царит и внутри здания — декоративные элементы вроде арок с «гирьками» и причудливо изогнутых дутых колонн в холле первого этажа, который продолжается такой же яркой лестницей.

Для внутреннего оформления пригласили архитектора Петра Бойцова (над всем зданием целиком трудился Николай Поздеев), однако их ждала неприятность – заказчик отказался оплачивать превышение сметы на строительство. Кроме того, современники шедевр не оценили, посчитав излишеством. Дело кончилось тем, что Поздеев покончил жизнь самоубийством.

Эта мрачная история – не единственная для стен дома на Якиманке.

Существует легенда: якобы сам Игумнов, предпочитавший жить в Ярославле, подарил московский особняк своей любовнице. Девушка в одиночестве не скучала, и однажды ее застали с молодым корнетом. С тех пор ее никто не видел — зато гости, которым приходилось ночевать на Якиманке, рассказывают, что видели по ночам в коридорах женскую фигуру в белой рубашке…

В 1910 году на балу Игумнов задумал удивить своих гостей, а в итоге ему пришлось покинуть столицу. Причиной стало неуважение к царю: купец приказал усыпать пол в танцевальной зале золотыми монетами – на которых, разумеется, был изображен профиль государя. Такой поворот событий при дворе не оценили, и купец был вынужден уехать из Москвы.

Французы здание получили в 1938 году.

ПОСОЛЬСТВО ИТАЛИИ – ОСОБНЯК БЕРГА (Денежный пер., д. 5)

Дом в Денежном переулке может похвастаться не столько необычной архитектурой, сколько своей историей. Заказчик Сергей Берг в 1897 году доверил строительство дома архитектору Петру Бойцову (тому, кто трудился и над домом Игумнова). Проект соединяет в себе архитектурные стили от барокко до русского модерна и ампира – яркий пример московской архитектуры начала ХХ века. Причем заметить это изнутри гораздо легче, чем снаружи: к примеру, роскошная роспись на потолке гостиной напоминает о римском барокко, а резная деревянная лестница в холле – о теремах старой Руси.

Особую известность особняк Берга получил благодаря тому, что именно там прошел первый в Москве «электрический бал», описанный Владимиром Гиляровским: «Роскошный дворец со множеством комнат и всевозможных уютных уголков сверкал разноцветными лампами. Только танцевальный зал был освещен ярким белым светом. Собралась вся прожигающая жизнь Москва, от дворянства до купечества. Все московские щеголихи в бриллиантах при новом, электрическом свете танцевального зала показались скверно раскрашенными куклами: они привыкли к газовым рожкам и лампам. Красавица — хозяйка дома была только одна с живым цветом лица». Мадам Берг знала о коварстве электрического освещения – и потому нанесла соответствующий макияж.

Шутка истории: в ХХ веке особняк успел побывать штаб-квартирой Коминтерна и посольством не только Италии, но еще и Германии (1918 – 1924) и Японии (во время второй мировой войны) – то есть трех стран, заключивших антикоминтерновский пакт.

Именно в берговском особняке в 1918 году был убит немецкий посланник граф Вильгельм Мирбах. В малой гостиной до сих пор стоит диван, на котором видна отметина пули – стрелял через окно Яков Блюмкин.

Итальянцы заняли здание в 1949 году.

ПОСОЛЬСТВО БРАЗИЛИИ – ОСОБНЯК ЛОПАТИНОЙ (ул. Большая Никитская, д. 54)

Еще один старорусский теремок был построен в 1876 году по проекту архитектора Александра Каминского, визитной карточкой которого был вошедший в ту пору в моду старинный русско-византийский стиль. Фасад особняка отделан фигурным кирпичом завода Алексея Гусарева, а керамические изразцы выполнены на знаменитых мастерских Сергея Масленникова, где производили российскую майолику.

Только внешний вид здания и напоминает сегодня о предпочтениях заказчицы – большая часть внутреннего убранства была утеряна в разные годы ХХ века. Сейчас интерьер не дает забыть о том, что официально там — уже территория Бразилии.

Гордость особняка – акварельные обои в Обеденном зале, на которых изображен Рио-де-Жанейро 1820-х годов. Обои создал немецкий художник Йоганн Ругендас, который принимал участие в научной экспедиции, организованной Россией. Такие же украшают здание МИД Бразилии и посольство страны в Вашингтоне.

Значительная часть внутреннего убранства особняка была утеряна в середине ХХ века, когда в здании квартировало общежитие для ветеранов.

Бразилия получила особняк в 1963 году.

ПОСОЛЬСТВО БЕЛОРУССИИ – ОСОБНЯК ГРАЧЕВЫХ (ул. Маросейка, д. 17)

Примечательный ярко-голубой особняк в том месте, где Маросейка плавно перетекает в Покровку. Первым его хозяином в 1780-х годах был граф Румянцев, а работу приписывают архитектору Баженову – именно ему были присущи такие витиеватые фасады в стиле барокко.

Почти сто лет спустя хозяевами особняка стали купцы Грачевы, и здание получило пышный, примечательный декор. Продумывал его архитектор Георгий Кайзер. Это эклектика и вычурность, характерные для барокко, обилие деталей, женские фигуры на фасаде и герб, украшенный ангелами и буквой «Г» в овале.

Еще интереснее – внутри. Главная гордость особняка – чугунная лестница каслинского литья, дополненная орнаментом. По ней можно подняться наверх, в отреставрированные залы посольских приемов.

Именно на этой лестнице снимался фрагмент фильма «Достояние республики» с Андреем Мироновым и Олегом Табаковым.

ПОСОЛЬСТВО НОРВЕГИИ – УСАДЬБА ГРАЧЕВЫХ (ул. Поварская, д. 7)

Да, и этот особняк принадлежал Грачевым, но другой ветви семьи. Аккуратный, но изысканный особняк на Поварской соответствует традициям московской эклектики, соединив в себе черты всех архитектурных стилей. Фасад здания украшает медальон с вензелем «МСГ» – инициалами хозяина, Митрофана Семеновича Грачева.

Главные достопримечательности внутри зала – красный каминный зал с графическими украшениями, каменный пол в шашечку в парадном вестибюле, скульптура Амура со львом у подножья лестницы, большое зеркало в мраморном обрамлении. Поднимаясь по лестнице, можно увидеть широкие арки, оформленные лепниной, и кованые решетки. Расписанные парадные залы чем-то напоминают интерьеры петербургских императорских дворцов.

Одна из главных ценностей особняка сегодня – это большая икона Олава Харальдссона, святого конунга, крестившего Норвегию. Он был канонизирован до разрыва молитвенного общения между православной и католической церквями и признается святым обеими церквями. Икона написана в 2003 году Валерием Федоровым, насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, по просьбе посла Эйвинда Нордслеттена.

Норвегия въехала в особняк в 1944 году.