Сайт работает в beta-версии
Дом нового быта
30.08.2017
Мария Якубович
30.08.2017
Дом нового быта

История одной советской утопии

«ДАС – это пункция улицы Шверника в области 19-го позвонка. Показательную пробу человеческого вещества для нужд обществоведения следовало брать именно в ДАСе».

Яков Арсенов. «Тринити»

«ЧЕРЕМУШКИ»

Как известно, в конце 1950-х началось бурное развитие технологий и стандартизации индустриального строительства жилья.

Идеология традиционно отставала. Отчасти это компенсировалось новаторским проектированием и капсульным строительством.

На 9-м квартале Новых Черемушек по проектам мастерской Натана Остермана в Специальном архитектурно-конструкторском бюро (САКБ, ныне – Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования – МНИИТЭП) возвели четырнадцать экспериментальных жилых домов разной этажности, самые эффективные из которых были растиражированы по всей стране.

Собственно, именно с легкой руки Остермана название «Черемушки» и стало по всему СССР означать новые жилые районы.

ЖИЛЬЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО

10-й квартал тоже стал опытным. Там же был построен последний, любимый дом архитектора, вдохновленный домами-коммунами 1920-х годов. Остерман инициировал исследования бюджета, досуга, быта людей (например, высчитывалось оптимальное количество шагов в квартире). Опросили потенциальных жильцов и вывели теорию правильного общественного жилого пространства для обеспечения всех потребностей молодой советской семьи.

Была одобрена программа строительства нескольких таких домов и объявлен конкурс. Остерман предложил не монолит, как другие соискатели, а унифицированный каркас, что вписывалось в возможности отрасли. За рубежом тогда уже начали применять монолит, а в СССР от него до 1990-х годов отказались, и эти опыт и школа были потеряны.

ДНБ СНАРУЖИ

Дом Нового Быта (ДНБ), заложенный на улице Телевидения (ныне – Шверника), 19, имеет эффектную композицию в виде двух изломанных 16-этажных «крыльев» на 812 квартир с центральной перемычкой и боковыми двух- и трехэтажными блоками. «Крылья» расположены под неправильным углом и на разном расстоянии от улицы, что создавало интереснейшее архитектурное пространство.

«В смысле архитектуры ДАС – это два белых крупнопанельных шестнадцатиэтажных «титаника», летящих по Черемушкам галсом друг на друга», – писал окончивший МГУ в 1990 году журналист Яков Арсенов в романе «Тринити».

ДНБ ВНУТРИ

Просторные и хорошо оборудованные общественные помещения представляли собой предтечу современных мест для коворкинга, должны были служить преодолению разобщенности людей в большом городе – бурному общению, совместному отдыху, спорту и самообразованию вместо сидения по квартирам. Исключались рутина приготовления еды, необходимость покупать пылесос и утюг.

Создатель проекта «СовАрх» Денис Ромодин: «Женщине не надо тратить огромное время на то, чтобы привести себя в порядок»

Денис Ромодин: «Подразумевалось, что бытовые вопросы существенно будут сокращены. Например, женщине не надо будет тратить огромное время на то, чтобы привести себя в порядок. Она сможет в халате спуститься в комбинат красоты на первом этаже, где за пятнадцать минут с помощью прогрессивных устройств ей наведут марафет и она сразу же пойдет на работу в укладке и макияже, не тратя время на такие вещи. И сможет больше времени уделять работе и семье». Лекция Дениса Ромодина в Музее Мельниковых «Типовая архитектура эпохи Оттепели. От «хрущевок» до «П-44». 17.08.2017.

Большие общественные пространства получились за счет уменьшения личных подсобных помещений. Обошлись без входных зон и кухонь. Революционная для того времени электроплита с мощной вытяжкой, маленькой мойкой и встроенным низким холодильником поместились в «кухонную нишу».

В квартирах впервые отработали почти современное зонирование: подвижные перегородки на «рельсах» и стойки с цветочными горшками. Освещение реализовали в виде подвижных потолочных светильников. Бумажные обои наклеили «под покраску» – тоже опередившая свое время технология. Специально создали легкую и хорошо трансформируемую мебель.

В выпуске киножурнала «Строительство и архитектура» (Центрнаучфильм, 1970 год) наглядно показаны компоновка квартир, мебель и общие территории.

ЗАКАТ ДНБ

Но начавшееся в 1965 году строительство затянулось: многое из запроектированного оказалось слишком новаторским, не было готовых решений. Приходилось экспериментировать и долго согласовывать.

После ухода Хрущева постепенно изменялись приоритеты, и законченное в 1969 году здание перестало быть актуальным, хотя в первые два года оставалось экспериментом.

Немногие опытные квартиры поделили между собой разные ведомства, и социальный состав жильцов оказался неоднородным. Общности, как и в более ранних домах-коммунах, достичь не удалось.

Люди не ходили по вечерам в комбинат питания и не сидели перед общим телевизором. Роскошные помещения пустовали и приходили в негодность. Натан Остерман этого не застал. Он умер в 53 года, еще до завершения проекта.

Эксперимент свернули, отдали дом МГУ и назвали ДАС – «Дом аспиранта и стажера», хотя туда селили и студентов. Пять лет ждавшие очередники квартир не получили.

Но в 1972 году Сергей Герасимов снял фильм «Любить человека», темой которого стало создание Дома Нового Быта. Тамара Макарова сыграла одну из авторов-архитекторов Александру Петрушкову, которая водит героя (его играет Анатолий Солоницын) по квартирам и общим помещениям ДНБ.

ДАС

Из первичного проекта сохранилось не все, но остались кинозал, тренажерный зал, библиотека, камеры хранения, кафе, столовая с роскошной мозаичной стеной, бар, отдел кулинарии, зимний сад и бассейн.

Есть легенда, что бассейн отстоял великий пловец Леонид Мешков, тогда заведовавший спортивной кафедрой в МГУ и положивший массу сил на создание городских бассейнов – в годы его побед бассейнов остро не хватало и пловцы тренировались даже в Сандуновских банях.

В семидесятые годы ДАС выглядел настолько типичной советской застройкой, что его в 1975 году опять дважды сняли в художественных фильмах: «Это мы не проходили» (Илья Фрэз) и рязановской «Иронии судьбы». Именно там вдоль зимнего сада печально идет домой вернувшийся из Ленинграда Женя Лукашин.

ИСТОРИЯ ДАС

Отчасти идеи Остермана оказались реализованы. В 1980-е там проходили выставки и фестивали, для совместных праздников использовались общественные помещения, в холлах стояли телевизоры и телефоны для междугородних звонков.

В 1990-е ДАС пришел в упадок: оказался перенаселен случайными людьми, вышли из строя лифты, сантехника, мебель. Расцвел криминал, были и случаи самоубийств – люди выбрасывались с верхних этажей.

В «нулевые» ситуация выправилась, но в 2012 году ректор МГУ Виктор Садовничий назвал комплекс «крайне опасным» уже из-за его конструкции.

Виктор Садовничий: «Общежития должны соответствовать правилам безопасности. Они не должны быть многоэтажными ловушками со слабыми путями эвакуации»

Виктор Садовничий: «В советское время строился дом быта — многоэтажный комплекс для молодых семей и студентов с развитым внутренним обустройством — бассейном, прачечной. Закончилось это тем, что комплекс стал общежитием МГУ. Оно крайне опасно — взять хотя бы многоэтажность и узкие коридоры. Надо учитывать, что будущие общежития должны соответствовать правилам безопасности. Они не должны быть многоэтажными ловушками со слабыми путями эвакуации». Юлия Синяева. «Общежития МГУ признали аварийными. Ректор Виктор Садовничий признал «особо опасными» сразу два студгородка». «Известия», 7.02.2012 http://iz.ru/news/514528

Аббревиатуру «ДАС» студенты расшифровывали как «Дом анархии и секса» или «Дом активного секса».

Известно, что дом построен на месте сельского кладбища. Поэтому в ДАСе имеются собственные «страшилки» – о нехорошей энергетике из-за кладбища, о катакомбах под зданием.

В церкви при кладбище служение прекратилось еще в 1935 году, в 1963 году она была снесена, а в конце прошлого века восстановлена. Вместе Храм Живоначальной Троицы и образец советского рационализма ДАС выглядят довольно фантастично.

ДОМ, ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ

Нынешние студенты покупают еду большей частью в кулинарии или едят в столовой, а общие кухни на каждом этаже используют в основном для стирки в общественных стиральных машинах, приобретенных студенческим комитетом. Хорошо используются общая платная прачечная и сушилка в подвале, «кружковые» комнаты и холлы.

Так что прекрасные идеи Остермана так или иначе выжили. Строительство ДАС оказалось малой, но значимой и долговременной победой романтической мечты о дружном общественном быте.

Сейчас говорят, что ДАС – это дом для хипстеров, опередивший свое время.